Мексиканская голая собака (Ксолоитцкуинтли)

Страна происхождения:
Мексика
Рост (см):
25-35 / 36-45 / 46-60
Вес (кг):
4-8 / 6-10 / 9-14
Продолжительность жизни (лет):
12-15
Окрас:
чёрный, графитовый, серо-голубой, темно-серый, рыжий, ливерный, бронзовый, палевый; пятна любого цвета
Размер:
средний, маленький
Длина шерсти:
голая
Порода признана:
FCI, NKC, CKC, APRI, DRA, NAPR
Код МКФ:
234
Интеллект:
Отношение к детям:
Простота обучения:
Линька:
Сторож:
Адаптивность:
Аллергичность:
Да
Плюсы Минусы
  • уравновешенная
  • сильно привязывается к хозяину
  • отличный сторож и охранник
  • замечательный компаньон для семьи
  • не переносит холод
  • чувствительная кожа
  • воет


Общая информация

Ксолоитцкуинтли (мексиканская голая собака) – по-настоящему древняя порода, которая использовалась в качестве надежной и верной собаки-компаньона на территории Мексики в течение 3000 лет. У этой собаки практически отсутствует волосяной покров, и она может считаться вполне подходящим выбором для людей, страдающих аллергией (хотя и не существует такого понятия, как гипоаллергенная собака). Эта порода станет замечательным домашним питомцем, но лучше подходит для семьи с детьми старшего возраста.

Ксолоитцкуинтли бывает трех размеров:

· стандартный – 46-60 см;

· средний – 36-45 см;

· миниатюрный – 25-35 см.

Каждая из упомянутых выше разновидностей встречается в двух вариантах – голая и шерстистая.

История породы

Хорошо известен факт, что ксолоитцкуинтли существовала на территориях Мексики, Центральной Америки и северных прибрежных областях Южной Америки в течение более 3000 лет. Название этой собаки состоит из двух ацтекских слов: ксоло, что означает ацтекского индейского бога, и итцкуинтли, что переводится с местного диалекта как собака или щенок. Благодаря проживанию в полной изоляции от других пород, она сохранила свой особенный внешний облик, и ее современная версия отмечена таким же строением тела и отсутствием волос, как и та, что изображена на древних ацтекских артефактах. Отсутствие волосяного покрова дало этой собаке определенные преимущества в условиях жаркого климата и защищало ее от клещей, блох и других паразитов. По причине естественного отбора и целенаправленной селекции человека безволосая разновидность ксолоитцкуинтли процветала вплоть до вторжения европейцев в Северную Америку в начале XIV века.

Туземный народ полагал, что ксолоитцкуинтли обладает сверхъестественными способностями излечивать. Общепринято было считать, что эта собака способна вылечивать самые разные болезни, включая ревматизм, астму, бессонницу и т.д. Ее слава как талантливого целителя до сих пор сохранила свою силу в некоторых отдаленных поселениях Мексики и Центральной Америки, населения которых приписывают этой породе силу изгонять злых духов из своих домов.

Ксолоитцкуинтли высоко ценили не только за ее репутацию одаренного высшими силами врачевателя, но жители Мезоамерики также почитали ее мясо за деликатес. Эту собаку намеренно откармливали на убой, и считалось, что поедание ее мяса отваживает неудачи, боли и различные отрицательные влияния. Европейские завоеватели также по достоинству оценили вкусовые качества мяса этой собаки, и к концу XV века ксолоитцкуинтли можно было обнаружить только в отдаленных высокогорных мексиканских деревнях. Таким образом, колонизация Мезоамерики практически привела к вымиранию породы.

Вследствие Мексиканской революции нация осознала настоящую ценность своего культурного наследия и начала активно интересоваться ее восстановлением во всех аспектах. Выживание мексиканской голой собаки стало осуществимо во многом благодаря паре мексиканских художников, а именно Диего Риверо (Diego Rivera) и Фриде Кало (Frida Kahlo). Они часто изображали ксолоитцкуинтли на своих полотнах и вложили много времени и усилий в популяризацию этой породы.

Ксолоитцкуинтли была одной из первых пород, которые получили признание Американского клуба собаководства (American Kennel Club) в 1887 году. К сожалению, выведение этой породы было довольно хаотично и слабо организовано, что привело к исключению ее из полеменной книги Американского клуба собаководства. В последнее десятилетие порода была реабилитирована и была признана этим клубом в 2011 году. Она имеет право участвовать в выставках клуба как член не спортивной группы.

Сегодня популярность ксолоитцкуинтли растет. Породу содержат как собаку-компаньона, используют в качестве терапевта, а также она с успехом участвует собачьих выставках и различных состязаниях: аджилити, соревнования по послушанию.

Темперамент и характер

Ксолоитцкуинтли станет превосходной семейной собакой, так как она исполняла эту роль веками. Она также с успехом служила собакой для терапии и для обслуживания. Эта порода считается очень ориентированной на человека, что означает, что она не выносит одиночества и нуждается в постоянном обществе людей. Она склонна выбирать одно человека в качестве хозяина, поэтому убедитесь, что собака проводит достаточно времени со всеми членами семьи, чтобы установить с ними тесную связь. Ксолоитцкуинтли может стать очень преданным и любящим другом, который всегда будет на вашей стороне. Она хорошо ладит с детьми, но, как и любая другая собака, она нуждается в корректной социализации по отношению к ним.

Слухи относительно сверхъестественной силы ксолоитцкуинтли не являются на 100% ложными, так как она действительно способна эффективно охранять ваш дом от незваных гостей. Эта собака не имеет раздражающей тенденции лаять безо всякой причины, предупреждая своего хозяина о нарушителе особым расположением ушей и нахмуренным лбом. Как правило, она общается с незнакомыми людьми в сдержанной манере, но не склонна быть агрессивной по отношению к ним.

Ксолоитцкуинтли – дружелюбное создание и будет рада компании своих сородичей. Если ее надлежащим образом обучили правилам приемлемого поведения с другими животными, она без проблем сможет сосуществовать с домашней кошкой, но докучая ей никоим образом.

Здоровье

К наиболее распространенным болезням породы относятся:

· проблемы с зубами;

· проблемы с кожей;

· генетические заболевания.

Уход за собакой

Существуют две разновидности ксолоитцкуинтли: с шерстью и без. Голая разновидность, очевидно, не потребует значительного ухода за ее волосяным покровом, а вторая, покрытая шерстистая, нуждается в расчесывании один или два раза в неделю. Оба вида собак должны регулярно проходить такие обычные процедуры по уходу, как стрижка когтей и чистка зубов.

Безволосая ксолоитцкуинтли требует дополнительного особого ухода, когда дело касается ее кожи. Большинство проблем с кожным покровом у нее возникают вследствие недостаточного ухода или злоупотреблений купанием и лосьоном. Хозяину рекомендуется купать собаку не чаще, чем раз в месяц, чтобы избежать основной массы неприятностей с ее кожей.

Более того, в солнечную погоду тело собаки (касается более светлых разновидностей) следует покрывать специальным солнцезащитным кремом для предотвращения солнечных ожогов, поскольку эта порода может загорать также, так и человек. Некоторые владельцы выставочных ксоло водят своих собак в солярий, чтобы их кожа выглядела более темной и эффектной.

Дрессировка

Ксолоитцкуинтли обладает хорошими способностями к обучению благодаря ее общему высокому интеллекту и желанию угодить. Вам не потребуется много времени, чтобы научить ее даже самым изощренным трюкам при условии, что ваши занятия являются достаточно непродолжительными по времени и не скучными.

Дрессировщик всегда должен прибегать к мягким уговорам и похвале и никогда не должен использовать жестокие методы обучения, результатом которых станет запуганное или своенравное животное. Большими преимуществами этой собаки являются то, что ее можно легко и быстро приучить к туалету, и она не потребует такого объема социализации, как другие породы.

Упражнения

Как преимущественно собака-компаньон, ксолоитцкуинтли очень адаптивна, и ей будет достаточно среднего количества упражнений. Но хозяин определенно должен выделять полчаса своего времени на прогулку с собакой. Питомец, не обеспеченная достаточным уровнем физической активности, склонен проявлять различные поведенческие проблемы, например, слишком часто выть или портить вещи хозяина.

Эта собака очень чувствительна к влияниям жары и холода, поэтому было бы разумно сократить продолжительность прогулок при неблагоприятной погоде. Если же погода позволяет, то ксолоитцкуинтли с удовольствием будет проводить на улице столько времени, сколько вы можете ей предложить.


Рейтинг:
0

Xoloitzcuintle (Mexican Hairless Dog)

Country of origin:
Mexico
Height (cm):
25-35 / 36-45 / 46-60
Weight (kg):
4-8 / 6-10 / 9-14
Life span (years):
12-15
Colour:
black, blackish grey, slate grey, dark grey, reddish, liver, bronze, blond; spots of any colour
Size:
average, small
Hair length:
hairless
Recognized by:
FCI, NKC, CKC, APRI, DRA, NAPR
FCI code:
234
Intelligence:
Good with kids:
Trainability:
Shedding:
Watchdog:
Adaptability:
Allergy:
Yes
Pros Cons
  • even-tempered
  • forms strong bonds with its master
  • grweat watch and guard dig
  • wonderful family companion
  • cannot endure the cold
  • very sensitive skin
  • howls

Overview

The Xoloitzcuintli (Mexican Hairless Dog) is a truly ancient breed and has been used as a trustworthy companion dog in Mexico for over 3000 years. It has little to no hair and may be considered as quite suitable for allergic sufferers (though there is no such a conception as hypo-allergic dog). The breed will make up a wonderful home pet but it’s recommended for the households with older children.

The Xoloitzcuintli comes in three sizes:

· standard – 46-60 cm;

· intermediate – 36-45 cm;

· miniature – 25-35 cm.

Each of the above-mentioned breeds’ variety have two types – the hairless and the coated.

History

It’s a well-established fact that the Xoloitzcuintle has been living in Mexico, Central America, and the northern coastal areas of South America for over three thousand years. The name of the dog consists of two Aztec terms: Xolotl, which designates the Aztec Indian god, and Itcuintli, which is translated as dog or puppy from the native dialect. Due to its complete isolation from other breeds the Mexican Hairless preserved its peculiar look and its modern version has the same build and lack of hair as the one depicted on the ancient Aztec artefacts. The absence of hair gave to the dog certain advantages in the hot climate and protected it against ticks, fleas and other parasites. Thanks to natural factor and intentional human selection the hairless type of the Xoloitzcuintle thrived well until the European invasion in Northern America in the early XIV.

Indigenous people deemed that the Xoloitzcuintle had supernatural healing power. It was a common belief that the dog was capable of curing a wide variety of disease including rheumatism, asthma, insomnia, etc. Its fame of a talented healer still lingers on in some distant Mexican and Central American settlements where folks attribute to the breed the force of warding off evil spirits from their homes.

The Xoloitzcuintle was highly valued not only for its reputation of a magical doctor but the Mesoamericans also considered its flesh as delicacy. The dog was purposefully fattened for slaughter and eating its meat was supposed to deter misfortune, pain and bad influences. The European conquerors positively appraised the taste of the dog’s flesh and by the end of XV century the Xoloitzcuintles could have only been found in the secluded, highland villages of Mexico. Thus the colonization of Mesoamerican territory brought the dog on the edge of extinction.

In the wake of the Mexican Revolution the nation realised the true value of cultural legacy and grew increasingly interested in its restoration in every aspects. The dog’s survival provided a couple of Mexican artists, namely Diego Rivera and Frida Kahlo. They oftentimes portrayed the Xoloitzcuintle on their paintings and invested much time and effort in popularization of the breed.

The Xoloitzcuintle was one of the first breeds that got recognition of the American Kennel Club (AKC) in 1887. Unfortunately the breeding of the dog was pretty chaotic and unorganized and that caused its exclusion from the AKC Stub book. In the last decade the breed was rehabilitated and it was recognised by the AKC in 2011. The Mexican Hairless has a right to participate in the club’s event as the member of the Non-Sporting Group.

Today the popularity of the Xoloitzcuintle is increasing. The breed is kept as companion dog, can be used a great therapy dog and participates successfully in Dog Show as well as in various canine competitions: agility, obedience.

Temperament

The Xoloitzcuintle will become an excellent family dog since it used to be its essential role for centuries. It also served as great therapy and service dog. The breed is considered to be highly people-oriented meaning it can’t stand being alone and needs the constant company of a human being. It’s predisposed to choose one person for the master so be sure that the dog spends enough time with every family member in order to establish a tight bond with them. The Xoloitzcuintle can become an extremely faithful and affectionate fiend, which will always be by your side. It gets along with children just fine but as any dog it requires a correct socialization with them.

The rumours about the supernatural power of the Xoloitzcuintle are not a 100% false since it’s truly able to effectively guard your house against all unwelcomed guests. This dog is deprived of the annoying tendency to bark without any reason and it usually warns its owner about the intruder positioning its ears in a special way or furrowing its brows. As a rule it communicates with strangers in reserved manner but it isn’t apt to show aggressiveness toward them.

The Xoloitzcuintle is a friendly creature and will greatly enjoy a company of other canines. When the dog has been properly educated about acceptable behavioural patterns with other non-canine animals, it will happily co-exist with a home cat and won’t bother it in any possible way.

Health Problems

The most common problems for the breed include:

· teeth problems;

· skin problems;

· genetic diseases.

Grooming

There are two varieties of the Xoloitzcuintle: hairless and coated. The hairless one evidently won’t need much grooming but the coat of the second one will require brushing once or twice a week. Both types of dogs should regularly pass such usual procedures as nail clipping and teeth brushing.

Additionally the hairless Xoloitzcuintle will demand a special care as far as its skin concerned. Majority of skin problems stem from insufficient attendance or misuse of bathing and lotions. The owner is allowed to bathe the dog only once a month, which will help to avoid most of the skin issues.

Moreover in sunny weather the dog’s body (for more brighter dogs) should be covered with specialized sunscreen in order to protect it from burning as this breed can sunbathe as people do. Actually some owners if the show Xolos visit with their dogs the solariums so that its skin will look darker and more beautiful.

Training

The Xoloitzcuintle has high learning abilities due to its overall intelligence and willingness to please. You won’t need too much time to teach it even most sophisticated tricks if you keep training sessions short and fun.

The trainer should always resort to mild persuasion and praise and never use abusive methods, which will only result in intimidated or wilful animal. The great advantages of this dog are that it can be easily and quickly housebroken and won’t require as much socialisation as other breeds.

Exercise

As primarily companion dog the Xoloitzcuintle is very adaptable and can do quite well with average amount of exercise. But the owner should definitely reserve minimum thirty minutes a day for a walk with the dog. Under exercised animal is prone to manifest various behavioural problems for example excessive howling or destructiveness.

The breed is extremely sensitive to heat and cold influences so it would be wise to shorten walks in adverse weather conditions. When the weather is fine the Xoloitzcuintle will eagerly spend as much time outdoors as you may offer.

Rating:
0