Бергамская овчарка

Страна происхождения:
Италия
Рост (см):
56-60
Вес (кг):
26-38
Продолжительность жизни (лет):
13-15
Окрас:
все оттенки серого, «перц с солью», матово-чёрный; изабелла и светло-палевый допускается
Размер:
средний
Длина шерсти:
длинная
Порода признана:
FCI, AKC, CKC, UKC
Код МКФ:
194
Интеллект:
Отношение к детям:
Простота обучения:
Линька:
Сторож:
Адаптивность:
Аллергичность:
Да
Плюсы Минусы
  • великолепный охранник и пастух                                  
  • преданный друг
  • любит детей
  • необходима регулярная физическая и умственная стимуляция
  • не подходит для проживания в городской квартире

Общая информация
Бергамская овчарка - древняя пастушья собака, которая очень почитается на своей родине, в Северной Италии. Она заслужила мировую известность благодаря своей уникальной шерсти, которая естественным образом скатывается в особые жгутики и надежно защищает собаку от хищных зверей и ненастной погоды. Эта порода пережила трудные для себя времена в период Второй мировой войны, но сегодня она приобретает все большую популярность, как на своей родине, так и за ее пределами.

История породы
На протяжении тысячелетий бергамская овчарка служила незаменимым помощником итальянским пастухам. Сегодня эта порода ассоциируется с высокогорными районами провинции Бергамо, где она развивалась на протяжении большей части своей истории. Очевидно, что свое современное название порода получила в честь места ее происхождения.

Существуют различные предположения отношено возникновения этой породы. Некоторые ее поклонники поддерживают теорию, согласно которой бергамская овчарка имеет общих предков с комондором и пули, которые обладают схожей с ней курчавой шерстью. Эти породы были выведены венгерскими собаководами, а их предки были завезены в эту страну либо мадьярами в 896 году нашей эры, либо куманами в XIII веке нашей эры. Однако бергамская овчарка уже существовала в Северной Италии в этот период, поэтому ее прямое родство с этими породами весьма маловероятно.

Более правдоподобной является теория, утверждающая, что порода попала в Италию в период правления Римской империи. Римляне вели дела со всем древним миром, но, скорее всего, именно персидские купцы продавали им своих овец вместе с лохматыми пастушьими собаками. Наконец, весьма вероятно, что порода была создана и развивалась исключительно внутри этого региона, без какого-либо внешнего влияния со стороны иностранных собак.

Бергамская овчарка исключительно высоко ценилась местными пастухами за свою способность работать независимо в самых труднопроходимых районах и при любой погоде. Альпийские горы представляли в то время очень трудное место для жизни, не говоря уже о том, что приходилось кормить вечно голодный домашний скот. Тогда горные районы кишели различные дикими животными, включая волков, медведей и диких собак. Бергамская овчарка идеально подходила для работы в подобных опасных условиях: она легко переносила морозные зимы, без труда преодолевала разнообразную труднопроходимую местность альпийский гор и не подпускала к стаду овец опасных зверей и мародеров. Удивительно, но эта собака настолько сообразительна и умна, что ей часто доверяли самостоятельно управлять стадом в течение нескольких часов к ряду.

Внешний вид и основные характерные черты бергамской овчарки оставались неизменными на протяжении значительной части ХХ века. В то же время индустриализация и современные технологии, которые коснулись Италии в начале ХХ века, привели к устареванию местных пастушьих традиций и популяция пастушьих собак существенно сократилась. Постепенно новые породы были завезены в этот регион, и они бесконтрольно скрещивались с оставшимся небольшим количеством местных пастушьих собак. Бергамская овчарка в огромной степени обязана своим спасением доктору Марии Андреоли, которая специализировалась на генетике и потратила много своего времени и знаний на восстановление этой породы.

Бергамская овчарка была официально признана Объединенным клубом собаководства (United Kennel Club) в 1995 году. Она также получила предварительное признание Американского клуба собаководства (American Kennel Club) в 2011 году. Сегодня, благодаря ее экзотической внешности и дружелюбному характеру, численность этой породы в европейских странах постоянно и неуклонно растет.

Темперамент и характер
Несмотря на то, что бергамская овчарка создавалась как рабочая собака, из нее, как правило, получается замечательный домашний питомец. Эта независимая и умная собака сильно привязывается к своей семье, которой она выказывает бесконечную преданность. Она предпочитает, что бы к ней относились как к равной и воспринимает всех членов семьи скорее как друзей, нежели как хозяев. Она также очень чувствительна и способна улавливать настроение и отношения окружающих ее людей. Эта собака отлично ладит с детьми, с которыми была познакомлена в раннем возрасте. На самом деле, она формирует совершенно особые отношения с ними и становится для ребенка ласковым и внимательным партнером по играм.

Разные представители бергамской овчарки по-разному относятся к незнакомым людям. В большинстве случае эта собака воспринимает незнакомцев как угрозу для своей семьи, поэтому она ведет себя настороженно и сдержанно в их присутствии. В целом, она способна легко отличить друга от врага и будет относиться к нему соответственно. Эта бдительная и наблюдательная собака может стать весьма неплохим сторожем. Однако она является слишком доброй и общительной, чтобы быть сколько-нибудь полезной в роли охранной собаки.

Бергамская овчарка выводилась, чтобы в процессе работы эффективно работать вместе с несколькими другими пастушьими собаками. Поэтому она весьма терпимо относится к своим сородичам, особенно к тем, с которыми она знакома. Однако, эта собака обычно стремиться занимать доминантное положение в среде своих соплеменников, что может привести к жесткой конфронтации с другими псами. Бергамская овчарка без проблем общается с другими животными, но только в случае, если была надлежащим образом социализирована с ними. Известно, что эта собака обладает сильным инстинктом преследования, но она не будет докучать домашней кошке, с которой жила с щенячьего возраста.

Здоровье
К наиболее распространенным болезням породы относятся:

• дисплазия тазобедренного сустава;
• дисплазия локтевого сустава;
• проблемы с глазами;
• кожные аллергии.

Уход за собакой
Внешний облик бергамской овчарки заставляет думать, что хозяину потребуется тратить невероятно большое количестве времени, чтобы ухаживать за ней. Однако подобное первое впечатление не имеет ничего общего с правдой, потому что за взрослым представителем этой породы очень легко ухаживать.

В щенячьем возрасте эта собака обладает пушистой шерстью, которая требует только нечастого расчесывания. Примерно в год собачьи волосы меняют свою текстуру и становятся похожими на овечью шерсть. Вскоре после этого шерсть собаки необходимо разделить на отдельные жгутики. Эта процедура обычно занимает минимум несколько часов и иногда более разумно разделить ее на несколько отдельных сессий. После такого первоначального разделения, шерсть собаки необходимо проверять раз или два в неделю на протяжении следующих шести месяцев с целью убедиться, что она не срастается снова.

В последующем эти жгутики остаются в неизменном состоянии в течение всей жизни собаки и не нуждаются ни в расчесывании, ни в стрижке. Бергамскую овчарку следует купать не чаще, чем три раза в год, но в большинстве случаев будет вполне достаточно делать это только раз в год. Эта порода практически не линяет, что делает ее подходящим выбором для очень чистоплотных людей или для людей, страдающих аллергическими реакциями.

Дрессировка
Бергамская овчарка создавалась для сложной работы, требующей некоторой автономности от человека, и поэтому она обладает развитым интеллектом и способностью решать очень трудные задачи. Это означает, что она является способной ученицей, которую легко обучить выполнению базовых команд.

Бергамской овчарке быстро надоедают повторяющиеся и скучные задачи, поэтому важно сделать ее дрессировку максимально увлекательной и интересной. Во время занятий необходимо обращаться с собакой с должной твердостью, но без ненужной жестокости. Только мягкое поощрение и похвала будут эффективны в работе с этой породой.

Упражнения
Бергамская овчарка является атлетичной и энергичной собакой и отличается великолепной выносливостью. Поэтому она нуждается в значительном количестве физической активности. Ежедневные длительные и бодрые прогулки будут поддерживать ее в хорошем состоянии, но лишь частично удовлетворять потребность этой породы в упражнениях. На самом деле эта собака жаждет регулярной возможности свободно порезвиться на надежно защищенной территории. Бергамская овчарка станет добровольным и активным участником детских игр и будет охотно проводить бесконечные часы, резвясь на свежем воздухе.

Очень важно, чтобы собака получала достаточно возможностей для выхода своей кипучей энергии, в противном случае она склонна проявлять серьезные отклонения в поведении, например, стремление к разрушению, беспокойство и непослушание. Бергамская овчарка определенно чувствует себя наиболее комфортно в сельской местности и плохо адаптируется к жизни в большом городе.
Рейтинг:
0

Bergamasco Shepherd (Cane da pastore Bergamasco)

Country of origin:
Italy
Height (cm):
56-60
Weight (kg):
26-38
Life span (years):
13-15
Colour:
solid grey or with grey patches of all possible shades; Isabel, light fawn shades are permitted
Size:
average
Hair length:
long
Recognized by:
FCI, AKC, CKC, UKC
FCI code:
194
Intelligence:
Good with kids:
Trainability:
Shedding:
Watchdog:
Adaptability:
Allergy:
Yes
Pros Cons
  • excellent guardian and herder                     
  • devoted friend
  • loves children
  • not suited for living in a small apartment
  • requires regular mental and physical stimulation

Overview
The Bergamasco Shepherd is an ancient and revered sheepherding dog with its homeland in Northern Italy. It has earned its worldwide repute for its distinctive coat, which mats naturally to create cords and provides reliable protection from predators and adverse weather conditions. This breed lived through hard times during the Second World War but nowadays it enjoys a surge in popularity in its native county as well as in the rest of the world.

History
The Bergamasco Shepherd has been an indispensable helper of the Italian shepherds for thousands of years. The breed is closely associated with the highlands of the present-day province of Bergamo where it resided for the most part of its history. Its current name was evidently derived from the place of its origin.

There are various speculations as far as it concerns the ancestry of the dog. Some of its fanciers support the version that the Bergamasco Shepherd is directly related to the Komondor and the Puli, which possesses resembling curly coats. These breeds came of Hungary where they were imported either by the Magyars in 896 AD or by the Cumans in the XIII AD. However the Bergamasco Shepherd had already existed in Northern Italy by that time so their kindred is highly unlikely.

More probable theory states that the breed was brought to Italy during the Roman Empire as a result of trade. The Romans did business with the whole Ancient World but it’s strongly suggested that the Persian merchants sold their sheep with shaggy sheepdogs. Finally it’s quite possible that the breed evolved in this region without external influence from foreign dogs.

The Bergamasco Shepherd was extremely treasured by local shepherds for its ability to work independently in the toughest terrains and in any weather conditions. The Alps were a very challenging territory to live in, not to mention feeding very hungry cattle. At that time mountains were teemed with different wild beasts including wolves, bears, and feral dogs. The Bergamasco Shepherd was perfectly adapted to operate in such dangerous conditions and was able to withstand freezing winters, to traverse tough and various terrains of Alps and to keep off wild animals and marauders. It’s a quite remarkable fact that this dog was so quick-witted and docile that it was often trusted to handle sheep alone for hours long.

The appearance and major characteristics of the Bergamasco Shepherd remained virtually intact well into the XX century. At the same time industrialisation and modern technology, which affected Italy in the early XX century made local herding traditions no longer useful and the dog’s population dropped substantially. Gradually new breeds were introduced to the region and they were uncontrollably crossed with the remainder of local herding dogs diluting its purity. The Bergamasco Shepherd greatly owed its rescue to Dr. Maria Andreoli who was an expert in genetics and invested her time and knowledge in re-creation of the breed.

The Bergamasco Shepherd was officially recognised by the United Kennel Club (UKC) in 1995. The breed was granted provisional acceptance of the American Kennel Club (AKC) in 2011. Today population of the breed is steadily growing in European countries where it’s mostly favoured for its quite exotic appearance and friendly nature.

Temperament
Despite its working origin the Bergamasco Shepherd usually becomes an outstanding family dog. This independent and clever breed establishes strong bonds with its family to whom it is endlessly devoted. It prefers to be on equal footing with all members of the family and view them as friends rather than masters. It’s also characterised with almost uncanny sensibility regarding moods and attitudes of surrounding people. The dog gets along with children if it has been exhibited to their company since its puppyhood. Actually it usually forms very strong and tight relationship with them and becomes a gentle and careful playmate for a child.

The Bergamasco Shepherd has a mixed reputation regarding its attitude towards unfamiliar people. Majority of specimens perceive new people as potential threats to its family so they act suspiciously and warily in front of them. In general the breed can easily differentiate a friend from a foe and will treat it accordingly. This alert and observant dog can make a fairly good watch dog. However it’s too outgoing and kind-hearted to be useful in the role of a guard dog.

The Bergamasco Shepherd was bred to effectively collaborate with several other sheep dogs while handling a stock. That’s why it tolerates other canines especially those with which it’s familiar. However, this clever dog usually strives for dominative position, which may lead to tough confrontation with strange dogs. It’s alright with non-canine animals as long as it has been timely socialised with them. The dog is known to have a powerful instinct to pursue but it won’t harass a household cat with which it has lived since an early age.

Health Problems
The most common problems for the breed include:

• canine hip dysplasia;
• elbow dysplasia;
• eye problems;
• skin allergies.

Grooming
The appearance of the Bergamasco Shepherd makes one to conclude that this dog needs incredible amount of care. However nothing can be further more from the truth because an adult specimen is very easy to groom.

In its puppyhood the coat of the dog is downy and should be brush only occasionally. At about one year of age its hair changes its texture and grows into so called «wool». Shortly afterwards the coat must be detached to the cords. This procedure usually takes minimum several hours and sometimes it’s wise to split it in a few separate sessions.

After the initial ripping, the coat requires regular check-ups (once or twice a week) for the next half of year to make certain that it is not accreting once again. Subsequently these cords remain intact for the rest of the dog’s life and will need neither brushing nor shearing. The Bergamasco Shepherd should be bathed no more than three times a year but once a year is quite sufficient in most cases. The breed sheds very little which makes it suitable for fastidious people or allergic sufferers.

Training

The Bergamasco Shepherd was invented to operate independently and therefore it developed clear mind and ability to solve very challenging problems. This means that it’s a capable learner, which can be easily trained to perform basic commands.

The Bergamasco is rather quickly annoyed with repetitive and dull tasks so it’s important to make its training as much fun and entertaining as possible. During lessons the dog should be handled with firmness but without unnecessary harshness. Gentle encouragement and praise are the only methods that proved to be effective while working with this dog.

Exercise
The Bergamasco Shepherd is an excellent athlete and it’s known for its superb stamina. So it requires considerable amount of physical activity. Daily long and brisk walk will keep it healthy and partially satisfied. In fact this dog longs for a regular opportunity to roam in a safely enclosed area. It will make an eager participant of children’s game and will readily spend countless hours in outdoors exercise.

It's crucial that this dog receives enough outlets for its exuberant energy, otherwise it’s prone to demonstrate major problems in its behaviour such as being destructive, restless and disobedient. The Bergamasco Shepherd is definitely a rural boy and poorly adapts to a big city life.
Rating:
0