Югославская овчарка - Шарпланинец (Шарпланинак)

Страна происхождения:
Сербия, Македония
Рост (см):
56-61
Вес (кг):
30-45
Продолжительность жизни (лет):
11-12
Окрас:
любой сплошной
Размер:
большой
Длина шерсти:
длинная
Порода признана:
FCI, NKC, APRI, ACR, DRA, CKC
Код МКФ:
41
Интеллект:
Отношение к детям:
Простота обучения:
Линька:
Сторож:
Адаптивность:
Аллергичность:
Нет
Скачать стандарт породы:
Общая информация
Югославская овчарка признана национальной собакой Югославии и заслужила этот титул за прекрасные качества охранника скота и посыльного для пастухов. Эта крепкая, надежная и независимая собака также широко используется на своей родине полицией и войсками. Недавно эта порода нашла своих поклонников и в Америке и успешно работает на американских ранчо.

История породы
Считается, что югославская овчарка возникла около 1600 - 2000 лет назад, так что она является старейшим и чистопородным представителем собак типа молоссы. Существует несколько различных предположений относительно ее происхождения.

Одна группа ученых полагает, что эта порода произошла от эпирского тибетского мастифа (эпир – древний народ, заселявший в то время Балканы). Родословная этой собаки берет свое начало от тибетского волка, который, в свою очередь, породил великого тибетского мастифа, ее прямого наследника.

Согласно другой версии, югославская овчарка ведет свое происхождение либо от римских собак, либо от древних мастифоподобных собак Греции, либо от древних собак-пастухов Турции. Так как в течение всей истории Балканский регион неоднократно подвергался миграции, любое из этих предположение может оказаться правдой.

Известно, что во времена Римской Империи югославскую овчарку разводили на горной территории юго-восточной Югославии в месте под названием Иллирия.

Первоначально порода была признана Международной кинологической федерацией (FCI) в 1939 году как иллирианская овчарка и только в 1957 она была переименована в Шарпланинак в честь горного хребта Шар-Планин, где она была наиболее широко распространена. Эта собака мультинациональна по своей сути, так как ее держали в Шар-Планине, Корабе, Бистро Стогаво и в Косово. После распада Югославии Сербия и республика Македония потребовали добавления к названию породы слова «Македония», таким образом ее снова переименовали в македоно-югославскую овчарку Шарпланинак.

В прошлом, основной обязанностью югославской овчарки была охрана и защита скота. Она везде сопровождала животных и зачастую ей доверяли работать с ними без присутствия человека. Эта собака – превосходный охотник, способный дать отпор даже балканскому медведю. Ее численность значительно сократилась в военные времена. Некоторых собак расстреливали на месте, другие превращались в беспризорных животных, когда убивали их хозяев. Тем не менее, ее популяция быстро восстанавливалась, благодаря исключительной полезности этих собак.

До 1970 года югославскую овчарку было запрещено вывозить из Югославии. Ходят слухи, что первые собаки, привезенные в Америку, были спущены с гор на мулах. Эта замечательная охранная порода завоевала огромную популярность среди американских владельцев ранчо, и сегодня используется ими для предотвращения нападения койотов и других хищников.

Темперамент и характер
Югославская овчарка по природе является защитником скота и предназначена для работы. Она обладает сильным и агрессивным характером, который является необходимой частью ее квалификации как охранной собаки. Эта порода очень серьезно относится к своим обязанностям, всегда бдительна и не раздумывая бросится в бой с более крупным врагом.
Югославская овчарка независима и сдержана и не привязывается к людям так, как другие породы, а уважать будет только твердого и уверенного хозяина - лидера. Тем не менее, это по-настоящему преданная собака, которая будет бесстрашно защищать своего хозяина, его семью и собственность. У югославской овчарки сильно развит защитнический инстинкт, поэтому она всегда будет ревностно защищать свою территорию.
Югославская овчарка может жить в одном доме с детьми и другими домашними животными, только если они выросли вместе. Но даже хорошо социализированную собаку не рекомендуется содержать в семье с маленькими детьми или если ваш ребенок не умеет правильно обращаться с собаками, так как эта порода не будет терпеть «издевательства» детей. Обычно она пытается утвердить свое превосходство над другими собаками, что может привести к агрессии. Тщательное наблюдение за ней также требуется в присутствии незнакомых людей, так как она всегда настороженна по отношению к ним и может проявить агрессию.

В целом, югославская овчарка, определенно, подойдет лишь опытному хозяину, а приобретение ее повлечет необходимость затраты значительных усилий и времени на ее дрессировку и воспитание.
Здоровье

К наиболее распространенным болезням породы относятся:
• дисплазия тазобедренного сустава;
• дисплазия локтевого сустава;
• вывих коленной чашечки;
• ушные инфекции;
• кожные аллергии;
• ожирение;
• желудочное скручивание;
• глазные заболевания.

Уход за собакой

Югославская овчарка – гордый обладатель длинной роскошной шерсти, которая склонна запутываться. Периодическое прочесывания могут помочь предупредить это и сохранить ее шерсть ухоженной. Кроме этого, эта рабочая собака не нуждается каком-либо специальном уходе.
Дрессировка
Дрессировать югославскую овчарку сложно, так это независимая, доминантная, упрямая и чрезмерно уверенная в себе порода. В случае надлежащей дрессировки и социализации эту породу можно превратить в собаку-компаньона. Существенным условием для этого является начало дрессировки и социализации в самом раннем возрасте. Кроме того, в процессе занятий дрессировщик всегда должен быть твердым и уверенным. Эта сообразительная собака, кажется, всегда себе на уме и иногда становится в позу и отказывается подчиняться командам дрессировщика.

Социализация представляет собой универсальное решение всех поведенческих проблем, если вы все еще хотите держать эту собаку с другими домашними животными. Она также уменьшит степень настороженности югославской овчарки по отношению к незнакомцам.

Упражнения
Югославская овчарка не приспособлена для жизни в квартире. Эта активная и спортивная порода нуждается в значительном количестве упражнений и чувствует себя лучше всего в деревенской местности, где у нее есть неограниченные возможности для бега и обследования окрестностей. В противном случае вам понадобиться, по меньшей мере, час ежедневной прогулки, чтобы поддерживать эту собаку в хорошей форме и хорошем настроении.
Рейтинг:
0

Yugoslavian Shepherd Dog - Sharplanina (Jugoslovenski Ovcarski Pas - Sarplaninac)

Country of origin:
Serbia, Macedonia
Height (cm):
56-61
Weight (kg):
30-45
Life span (years):
11-12
Colour:
any solid
Size:
large
Hair length:
long
Recognized by:
FCI, NKC, APRI, ACR, DRA, CKC
FCI code:
41
Intelligence:
Good with kids:
Trainability:
Shedding:
Watchdog:
Adaptability:
Allergy:
No
Overview
The Yugoslav Shepherd Dog is the national dog of Yugoslavia and deserved this title for its excellent capacity of stock guardian and messenger of shepherds. Robust, reliable and independent this dog is also widely used in homeland by the police and the military. Recently this breed has found its admirers in America as well and successfully works for American ranchers.

History
The age of the Yugoslav Shepherd Dog (Sarplaninac) is reckoned to be between 1600 to 2000 years old so it is the oldest and the genuine Molloser. There are couple different suggestions concerning its origin.

One group of scientists believes that the breed has come of the Molloser dog of the Epirus, the ancient folk that populated the Balkan Peninsula. The pedigree of this dog rises from the Tibetan wolf, which begot the Great Tibetan Mastiff, its direct ancestor.

Others suppose that the Yugoslav Shepherd has stemmed from the dogs of the Romans, from the ancient mollosian dogs of the Greeks or from the ancient livestock guard dogs of the Turks. Since the Balkan area has experienced lots of migration during its history, either of these assumptions might be true.

As the matter of fact, during the Roman era the Yugoslav Shepherd Dog developed in the southeastern Yugoslavian mountain territory in a place with the name of Illyria. Initially the breed was acknowledged by FCI in 1939 as Illyrian Shepherd Dog and only in 1957 it was renamed in Sarplaninac in honor of the Shar Planina mountain range where it was most often detected. It was a multinational breed and was kept in Shar Planina, Korab, Bistro Stogavo, and in Kosovo. After the breakdown of Yugoslavia, Serbia and the Republic of Macedonia demanded to add to its name the word «Macedonia», so it was changed to Macedonia-Yugoslav Shepherd Dog Sarplaninac.

The Yugoslav Shepherd Dog’s former duty was primarily to guard and protect the livestock. It escorted animals everywhere and was often trusted to work with them without human participation. This dog is an excellent hunter that is capable to fight back even a Balkan bear. Its population suffered a great loss during the war times. Some of the dogs were shots on the spot, others turned into bums when their owners were put down. Nonetheless its number was always quickly restored due to the exceptional usefulness of the Sarplaninac.

Before 1970 the Sarplaninac was prohibited from exporting from Yugoslavia. There are some rumours that first dogs that arrived to America were brought down from the mountains by mules. This superb guard breed has gained huge popularity among American ranchers and is currently used there to keep coyotes and other predators at bay.

Temperament
The Sarplaniac is a natural livestock guardian designated for work. It has a strong and aggressive character that is essential part of its qualification as stock guardian. The dog is very serious about its work, stays always alert and on occasion won’t hesitate to withstand an enemy that is much larger.

The Yugoslav Shepherd doesn’t cling to human being as much as other dogs, is very independent, undemostrative and seems to respect only a firm and confident leader. Nevertheless, it’s a truly devoted breed and will fearlessly defend its owner, its family and belongings. The protective instinct of subordinated territory and everything on it is imprinted in its nature.

The Yugoslav Shepherd can be kept in the household with children and other home pets only if they are brought up together. But even a properly socialized dog is not recommended for families with small children or a child who doesn’t know how to behave around a dog as this breed is quite impatient. It usually tries to assert dominance over other dogs, which may lead to aggressive conduct. Supervision is also required with strange people as it is wary with them and can show aggressiveness.

In the nutshell, the Sarplaniac is not a breed for beginners and adopting it will entail the need of sufficient investment of time and work in training and socialization.

Health Problems
The most common problems for the breed include:

• canine hip dysplasia;
• elbow dysplasia;
• patellar luxation;
• ear infection;
• skin allergies;
• obesity;
• gastric torsion;
• eye problems.

Grooming
The Yugoslav Shepherd is a proud owner of long gorgeous coat that is inclined to matting. Occasional brushing may help to prevent this problem and keep the coat well-attended. Apart from this, this working dog doesn’t need any special care.

Training
The Yugoslav Shepherd is quite challenging to train, as this breed is independent, dominant, stubborn and overly confident. The proper trained and socialized the Sarplaninac can be transformed into companion dog. It’s crucial to begin these procedures as early as possible. Besides, the trainer should constantly radiate confidence and steadfastness during lessons. This quick-witted dog has a mind of its own and sometimes develops obedience issues becoming defiant and uncontrolled by trainers commands.

Socialization is a universal answer to all behavioral problems if you still want to keep the dog alongside with other home pets. It will also decrease the level of caution of the Sarplaninac with strangers.

Exercise
The Yugoslavian Shepherd isn’t suitable for apartment live. This active and athletic breed requires considerable amount of exercise and will do best in countryside where it has unlimited opportunities to run and investigate the vicinity. Otherwise a good hour walk or run is a must to keep the dog fit and happy.
Rating:
0