Торняк (Боснийско - Герцоговино - Хорватская Овчарка)

Страна происхождения:
Хорватия, Босния и Герцеговина
Рост (см):
60-70
Вес (кг):
30-50
Продолжительность жизни (лет):
12-14
Окрас:
белый с пятнами различных цветов и оттенков
Размер:
большой
Длина шерсти:
длинная
Порода признана:
FCI, DRA, AKC/FSS
Код МКФ:
355
Интеллект:
Отношение к детям:
Простота обучения:
Линька:
Сторож:
Адаптивность:
Аллергичность:
Нет
Скачать стандарт породы:
Общая информация
Торняк – древняя порода родом из Боснии и Герцоговины, испокон веков служившая охранником для скота. Она имеет полный достоинства, сдержанный характер и при условии корректной социализации может быть приобретена для содержания в семье. Эта порода обладает удивительно хорошим здоровьем, поэтому может приспособиться даже к самому суровому климату.

История

Торняк был выведен в Боснии и Герцоговине, а точнее в регионе, расположенном в гористой части Власика в центре страны. Первое упоминание собаки похожей наружности и черт появилось в письменных источниках уже в 1067. Считается, что славяне импортировали эту собаку в регион вместе со своим приездом туда. Наиболее вероятно, что тибетский мастифф является прямым предком торняка. Существует также и другое мнение, утверждающее, что прародитель породы был завезен в этот регион с территории сегодняшнего Ирана.

Веками торняк существовал в отдаленных и неприступных горных районах, где у него практически не было возможности скрещиваться с другими породами. Суровый климат и жесткие условия жизни выковали из этой собаки выносливое и сильное животное, а ее внешность, характер и рабочие качества остаются по большей части неизменными даже сегодня. На протяжении сотни лет главной задачей породы являлась защита стада и собственности от хищников и нарушителей.

Первоначально торньяк был известен под именем «канис монтанус», что означает горная собака. Позже местные жители стали называть его «торняк». Последнее происходит от слова «тор», которое служит для определения огороженного участка под открытым небом, служащего загоном для овец в течение сезона горного выпаса.

В своей родной стране торньяк прошел регистрацию как автохтонная порода 9 мая 1981 года под названием «пастушья собака Боснии-Герцеговины – торньяк». Была учреждена судейская комиссия, целью которой было добиться утверждения стандарта породы и ее принятия Международной кинологической федерацией (FCI) в качестве автохтонной породы. Стандарт породы был учрежден 10.05.1990 в Травнике (город в центре Боснии).

22 февраля 2006 года Международная кинологическая федерация временно признала породу. С этих пор торньяк получил шанс принимать участие в национальных выставках собак в любых странах, а также соревноваться за звание лучшей собаки во второй группе МКФ (FCI).

В последние годы торняка стали также использовать в качестве охранной собаки, или просто содержать в качестве семейного компаньона.

Темперамент и характер
Торняк знаменит своим спокойным и сдержанным нравом. Его стабильное и предсказуемое поведение делает его подходящим кандидатом для домашнего содержания. Эта собака будет общительна и приветлива с людьми, с которыми она знакома. Она также будет мириться с проказливым поведением ребенка, но значительный размер собаки подразумевает необходимость соблюдения особой осторожности при ее общении с маленькими детьми.

Будучи охранником скота на протяжении почти тысячи лет, торняк по природе подозрителен по отношению к незнакомым людям. Этой собаки не понадобиться дополнительное обучение, чтобы стать превосходным охранником хозяйской собственности и членов семьи. На первый взгляд кажется, что собака ведет себя расслабленно и рассеянно, но она постоянно находится начеку и в случае угрозы может мгновенно превратиться в свирепого зверя. Также несложно переквалифицировать торняка в исключительную сторожевую собаку.

Торняк – очень доминантная порода, что означает большую вероятность возникновения проблем с незнакомыми собаками. Социализация действительно может помочь, но все же хозяин должен пристально следить за знакомством собак, чтобы вовремя предотвратить между ними конфликт. Эта собака имеет особенность объединяться в стаю со всеми живыми существами, с которыми она выросла. Поэтому кошки, хомячки, морские свинки и другие мелкие животные находятся в безопасности в ее присутствии, если они являются частью стаи. Торняк будет защищать их с тем же рвением, что и членов семьи-людей.

Здоровье
К наиболее распространенным болезням породы относятся:

• дисплазия тазобедренного сустава (CHD);
• дисплазия локтевого сустава;
• ангиогемофилия;
• анемия;
• пищеварительные расстройства;
• ожирение;
• желудочное скручивание.

Уход за собакой
Торняк является относительно нетребовательной в плане ухода собакой. Его шерсть нуждается в регулярном расчесывании для поддержания ее свободной от колтунов. В течение летнего сезона важно ежедневно проверять собаку на наличие клещей и блох. Пары купаний в год будет достаточно, что сохранять опрятный вид собаки. Во время периода линьки хозяин должен расчесывать своего питомца более часто, что позволит сократить количество собачьих волос в доме.
Дрессировка
Умный торняк является способным учеником и усваивает теоретические знания с впечатляющей скоростью. Но следовать ли предписанному заданию, или нет, эта собака решает сама. Это может быть отнесено на счет охранного прошлого собаки, когда она должна была принимать множество независимых решений в самых различных ситуациях.

Это вовсе не означает, что торняка невозможно выдрессировать, а только значит, что дрессировщику понадобиться больше сил и терпения, чем с другими породами. Он должен использовать исключительно техники, основанные на поощрении, в противном случае в качестве результата своих стараний он получит только обиженную и непокорную собаку.
Упражнения
Торняк требует значительных затрат времени на удовлетворение его потребности в упражнениях. Ему нужна просторная территория для бега и игр, или, по крайней мере, часовая ежедневная прогулка.

Если приложить достаточно усилий, можно легко обеспечить собаку приемлемым уровнем физической активности. Без должного же количества упражнений существует большая вероятность, что со временем возникнут некоторые нежелательные моменты в поведение собаки, например, стремление к разрушению, порча собственности, беспричинная агрессия и непрекращающийся лай.
Рейтинг:
0

Tornjak (Bosnian-Herzegovinian and Croatian Shepherd Dog)

Country of origin:
Croatia, Bosnia and Herzegovina
Height (cm):
60-70
Weight (kg):
30-50
Life span (years):
12-14
Colour:
parti-coloured with distinct markings of various solid colours
Size:
large
Hair length:
long
Recognized by:
FCI, DRA, AKC/FSS
FCI code:
355
Intelligence:
Good with kids:
Trainability:
Shedding:
Watchdog:
Adaptability:
Allergy:
No
Download standard:
Overview
The Tornjak is an ancient livestock guardian that originated in Bosnia and Herzegovina. It has dignified, composed temperament and can be adopted for a family life when properly socialized. This breed endowed with prominent health so it is able to accommodate to the harshest climate.

History
The Tornjak was invented in Bosnia and Herzegovina and more specifically in the region situated in mountainous part of Vlasic in the centre of the country. The first mention of the dog with similar appearance and traits appeared in the written sources as early as 1067. It is believed that Slavs imported the dog in this region when they moved there. Most likely the Tibetan Mastiff is the direct forefather of the Tornjak. The other point of view states that it was brought up from the territory of today’s Iran.

For centuries the Tornjak existed in remote and inaccessible mountainous areas where it had virtually no opportunity to interbreed with other breeds. Rigorous climate and hard living conditions turned this dog into a tough and strong animal and its look, character and working features remain mostly unchanged even today. Hundreds of years long the main function of the dog was to defend the livestock and property from predators and intruders.

Initially the Tornjak was known under the name Kanis montanus, which means mountain dog. Later the local folk granted it the name Tornjak. The latter is derived from the word «tor» which designates an enclosed area under an open sky that served as sheep pen during mountain pasture season.

In its native country the Tornjak passed the registration as autochthonous breed on May 9, 1981 under the name «Bosnian-Herzegovinian sheepdog – tornjak». The commission of the judges was established with the objective to take every possible measure for the standard of the breed and its acceptance with the Fédération Cynologique Internationale (FCI) as an autochthonous breed. The standard was set up on 10.05.1990 in Travnik (a town in the centre of Bosnia).

On the February 22, 2006 the FCI granted the Tornjak its temporarily acceptance. Since that time the dog gained the chance to take part in National Dog Shows in all countries as well as to compete for the best dog in second FCI group.

In the recent years owners of the Tornjak began to use this dog as a guard dog or simply as a family companion.

Temperament
The Tornjak is famous for its calm and reserved disposition. Its stable and predictable behaviour makes this dog an appropriate candidate for keeping at home. The dog will be sociable and friendly with the person it knows. It can put up with fair amount of teasing from the child but the substantial size of the dog implies an extra caution with small kids.

Being a herd guardian for almost millennia the Tornjak is naturally suspicious of strangers. The dog won’t need any training to become excellent guardian of the owner’s property and family. It appears to be relaxed and absent-minded at the first glance but it’s constantly on the watch and in case of menace can turn into ferocious beast at the moment notice. It’s also not hard to re-train the Tornjak in an exceptional watchdog.

The Tornjak is a very dominative breed, which means a high possibility of issues with strange dogs. The socialisation does help though the owner should closely supervise the first meeting of the dogs in order to prevent the conflict from developing. This dog tends to form a pack with every living creature it has been raised with. So the home cat, hamsters, guinea pigs, and other small animals are safe around the dog as long as they are included in its pack. The Tornjak will protect them with similar eagerness as human members of the family.

Health Problems
The most common problems for the breed include:

• canine hip dysplasia;
• elbow dysplasia;
• anemia;
• von Willebrand’s disease;
• digestive disorder;
• obesity;
• gastric torsion.

Grooming
The Tornjak is relatively undemanding when things concern grooming. The coat should be brushed on ф regular bases in order to keep it mats-free. During the summer season it’s important to check your dog for ticks and fleas daily. The occasional baths perhaps just couple times per year are enough to maintain the neat appearance of the dog. During the shedding period the owner should apply to brushing more often since it will reduce the amount of the dog’s hair in the house.

Training
The intelligent Tornjak is an easy-learner and grasps the theory with impressive speed. But whether follow prescribed task or not the dog usually decides itself. This can be attributed to the guardian past of the breed, when it must have made many independent judgements in various situations.

It doesn’t mean it’s impossible to train the Tornjak, it only means that the handler will require more effort and patience than with other breed. The trainer should use exclusively rewarded-based methods otherwise he may end up creating resentful and defiant dog.

Exercise
The Tornjak requires considerable time invested in its exercise. It will require a spacious territory to run and play or at least a daily walk of an hour long.With proper commitment it’s easy to meet the dog’s demand in physical activity.

Without proper amount of exercise there is a high chance that some unwelcomed behavioural patterns may arise for example chewing, destructiveness, unreasonable aggressiveness, and constant barking.
Rating:
0