Фила Сен Мигель (Сенмигельский фила)

Страна происхождения:
Португалия
Рост (см):
48-60
Вес (кг):
20-35
Продолжительность жизни (лет):
12-14
Окрас:
олений, бледно-олений с черным налётом (серый) или желтый
Размер:
большой
Длина шерсти:
короткая
Порода признана:
FCI
Код МКФ:
340
Интеллект:
Отношение к детям:
Простота обучения:
Линька:
Сторож:
Адаптивность:
Аллергичность:
Нет
Плюсы Минусы
  • невероятно преданная
  • великолепный сторож и охранник          
  • отличный пастух
  • умная
  • требуется хозяин-лидер
  • не подходит для семьи с маленькими детьми
  • привязывается только к одному человеку
  • не подходит для проживания в квартире

Общая информация

Фила Сен Мигель – умелая и надежная пастушья собака, первые представители которой появились много веков назад на португальских Азорских островах. На своей родине она высоко ценится за свой ярко выраженный защитнический инстинкт, превосходную выносливость и серьезное отношение к своим рабочим обязанностям. Эта порода крайне редко служит исключительно в качестве собаки-компаньона, а ее представители практически не встречаются в других странах.
История породы

На данный момент нет достаточно достоверных сведений об истории возникновения и развития такой породы, как Фила Сен Мигель. Тем не менее, с большой степенью уверенности можно предположить, что она впервые появилась на португальском острове под названием Сен-Мигель в период между началом XV века и концом XVII века. Считается, что порода произошла от вымершего Терсейрского мастифа (Cao de Terceira), который был завезен на вышеупомянутый остров для помощи местным фермерам в управлении домашним скотом. Однако остается неясным, участвовала ли в ее выведении только эта порода, или же в этом процессе также использовались местные собаки. Кто бы ни были предками Фила Сен Мигель, эта порода уже существовала в своем современном виде в начале XIX века. В тот же период появились ее первые подробные описания.

Со временем Фила Сен Мигель завоевала широкое признание и на остальной части Азорских островов в качестве талантливой пастушьей собаки и надежного охранника собственности. В светлое время суток эта собака несла ответственность за выпас и управление скотом, а ночью охраняла собственность и семью фермера от незваных гостей. Собаководы делали акцент только на тех характеристиках этой породы, которые влияли на ее рабочие качества. В итоге эта собака в целом отличалась превосходной сообразительностью, отменным здоровьем и сильным защитническим инстинктом. Вплоть до конца ХХ века очень немногие представители Фила Сен Мигель покинули пределы своих родных Азорских островов, хотя некоторые отдельные собаки были, вероятнее всего, экспортированы в Бразилию, континентальную Португалию, Мадейру, Кабо-Верде, Анголу, Мозамбик и Восточный Тимор.

Из-за своей относительной редкости и рабочего происхождения, порода стала активно принимать участие в собачьих выставках лишь с 70-х годов ХХ века. Тем не менее, ее поклонники добились признания Фила Сен Мигель Португальским клубом собаководства (Portuguese Kennel Club) только в 1984 году. Международная кинологическая федерация (FCI) признала эту породу в 1995 году.

В последние десятилетия присутствие Фила Сен Мигель в европейских странах стало гораздо более заметным, нежели раньше. Она привлекает внимание любителей собак своим превосходными качествами защитника и умениями эффективно управляться с крупным рогатым скотом. Именно поэтому большинство представителей породы являются действующими рабочими собаками. Также есть сведения о том, что Фила Сен Мигель прекрасно приспосабливается к роли домашнего питомца.
Темперамент и характер

Фила Сен Мигель – рабочая собака в полном смысле этого слова и поэтому она обладает нравом, который позволяет ей безупречно выполнять свои обязанности. Многочисленные статьи об этой породе отмечают ее склонность к агрессии, хотя подобные проблемы с поведением являются обычно результатом неадекватной социализации, а не врожденной чертой характера. Как правило, эта собака признается хозяином только одного члена семьи, по отношению к которому она формирует невероятно сильную привязанность. В действительности, эта порода проявляет непоколебимую преданность своему владельцу, поэтому она исключительно тяжело переносит переезд в новый дом. В общем и целом, она неплохо ладит со знакомыми детьми, но эта порода обладает слишком доминантной и энергичной натурой, чтобы общаться с совсем маленьким ребенком без строго присмотра со стороны взрослых.

Для Фила Сен Мигель свойственна природная подозрительность по отношению ко всем незнакомым людям. Без основательной и своевременной социализации подобная недоверчивость может постепенно трансформироваться в открытую агрессию. В то же время представитель этой породы никогда не укусит, если он только полностью не убежден, что что-то угрожает его территории или семье. Эта свирепая и храбрая собака идеально подходит для работы охранником. Благодаря ее превосходной бдительности и хорошо развитому территориальному инстинкту, из нее обычно также получается замечательная сторожевая собака.

Эта порода создавалась, чтобы управлять полудиким, а значит опасным и непредсказуемым, скотом. Доля агрессивности по отношению к таким животным является неотъемлемой частью подобной работы. Именно поэтому Фила Сен Мигель плохо ладит с другими видами животных. Более того, эта собака склонна быть достаточно агрессивной и по отношению к своим сородичам. Ее лучше содержать в качестве единственной собаки, хотя она и может сосуществовать без особых проблем с другим псом противоположного пола. Подавляющее большинство представителей породы будут вести себя вежливо с домашней кошкой, с которой они жили вместе с щенячьего возраста. При этом важно помнить, что некоторые отдельные собаки никогда не смирятся с присутствием другого домашнего питомца в доме.
Здоровье

К наиболее распространенным болезням породы относятся:

• дисплазия тазобедренного сустава;
• дисплазия локтевого сустава;
• желудочное скручивание;
• проблемы с глазами;
• брахицефалический синдром;
• одышка;
• плохая переносимость жары;
• деформации в росте скелета;
• артрит;
• демодикоз.
Уход за собакой

Уход за Фила Сен Мигель потребует от вас минимальных усилий. Его шерсть нуждается в тщательном расчесывании пару раз в неделю. Важно уделять достаточно внимания таким стандартным процедурам по уходу за собакой, как стрижка когтей и купание (нечастое). Владелец должен приучать щенка к подобным процедурам с самого первого его дня в доме и проделывать это с большой осторожностью и терпением. Линяет эта порода интенсивно.
Дрессировка

Фила Сен Мигель проявляет просто исключительные способности к обучению. Эта умная порода, как правило, жаждет угодить своему хозяину, поэтому ей под силу освоить исполнение по-настоящему сложных команд, особенно если они имеют отношению к работе с домашним скотом, либо к охране.

Помните, что эта собака будет игнорировать приказы от робкого или пассивного дрессировщика, который не способен постоянно держать ситуацию под контролем. Фила Сен Мигель рекомендуется дрессировать строго с помощью методов, основанных на похвале и ее любимых лакомствах. Представитель этой породы обычно отвечает на несправедливо грубое обращение прямым неповиновением и вызывающим поведением.
Упражнения

Фила Сен Мигель славится своим атлетичным телосложением и способностью эффективно работать долгими часами. Абсолютный минимум физической активности, который позволит оставаться этой собаке здоровой и счастливой, должен включать долгие и энергичные ежедневные прогулки. Эта порода любит, когда ей поручают какое-либо важное задание, особенно если оно включает работу с домашним скотом.

В любом случае, ваша собака должна быть обеспечена регулярной возможностью упражнять не только тело, но и свой пытливый ум. Как только представитель Фила Сен Мигель заскучает, он, несомненно, найдет свои собственные способы дать выход излишкам энергии и, в конце концов, превратиться в гиперактивное, агрессивное и неуправляемое животное со склонностью к разрушительному поведению.
Рейтинг:
0

Saint Miguel Cattle Dog (Cão Fila de São Miguel)

Country of origin:
Height (cm):
Weight (kg):
Life span (years):
fawn, pale fawn with black overlay, grey
Hair length:
Recognized by:
FCI code:
Good with kids:
Pros Cons
  • forms strong bonds with its master 
  • excellent watch and guard dog
  • wonderful herder
  • intelligent
  • a one-person dog
  • needs a dominant owner
  • doesn't suit family with small children
  • not for an apartment living


The Saint Miguel Cattle Dog is a proficient and reliable herding breed, which was developed centuries ago in Portugal’s Azores. In its homeland it’s valued for its well-developed protective instinct, outstanding stamina and working enthusiasm. The breed can be hardly found elsewhere in the world and it rarely serves as a purely companion dog.

Actual evidences are insufficient to describe the early stages of the Saint Miguel Cattle Dog’s development. Nevertheless it’s safe to assume that it was invented on the Portugal’s island of Sao Miguel sometime between the beginning of the XV century and the late XVII. It’s speculated that the breed descended from the now-extinct Cao de Terceira, which was brought to the island in this period to manage local livestock. It remains unclear though whether it was bred exclusively from this dog or some local canines were used in the process. Whoever the forebears of the Saint Miguel Cattle Dog were, the breed was well-established in the early XIX century when its first careful descriptions appeared in historical records.

In times the Saint Miguel Cattle Dog earned wide appreciation throughout the Azores as a competent herding dog and dependable property guardian. At daylight it was made responsible for driving and herding cattle and at night it protected the farmers’ property and family from intruders. Breeders put emphasis solely on those features, which influenced the breed’s working talents such as quick-wittedness, sturdiness and well-developed protective drive. Until late in the XX century very few specimens of the Saint Miguel Cattle Dog left its native Azores although some dogs were most likely exported to Brazil, mainland Portugal, Madeira, Cabo Verde, Angola, Mozambique, East Timor.

Due to its comparative rarity and working background the breed entered dog shows only in 70s of the XX century. Nevertheless it attained recognition of the Portuguese Kennel Club only in 1984. The Fédération Cynologique Internationale (FCI) recognised it as a unique breed in 1995.

In the recent decades the Saint Miguel Cattle Dog enjoys much wider awareness in European countries then previously. It attracts attention of dog’s lovers by its strong protective drive and herding prowess. That’s why the most of its specimens are either active or retired working animals. There are also reports that this dog perfectly adapts for the role of a family companion.

The Saint Miguel Cattle Dog is a working breed to its core and therefore possesses disposition, which allows it to perform its duties flawlessly. Multiple articles about this dog underline its aggressive tendencies, although such kind of issues is usually the result of inadequate socialisation rather than an inborn trait. As a rule it grants the status of a master to only one family member and will establish unbelievingly tight bonds with him or her. Actually the breed develops unflinching devotion to its owner so it can be virtually impossible to rehome. It’s generally good with familiar children but this dog is probably too vigorous and authoritative to interact with a toddler without strict supervision.

The Saint Miguel Cattle Dog is endowed with innate suspiciousness towards all strange people. Without early and deep socialisation this distrustfulness can gradually transform into open aggressiveness. At the same time the breed member won’t snap unless it’s fully convinced that something is threatening its family or territory. This fierce and brave dog fits ideally for the work of a guard dog. It also highly territorial and vigilant it usually makes a wonderful watch dog.

The breed was developed to manage half-feral and therefore dangerous and unpredictable livestock. Animal aggression is an inescapable part of this kind of work. That’s why the Saint Miguel Cattle Dog doesn’t get along well with other species of animals. Moreover the dog tends to be fairly aggressive towards other canines. It does best as an only dog although it can co-exist with few problems with an individual canine of the opposite sex. The vast majority of its specimens will be polite with a household cat with which it has lived since its puppyhood. It’s worth to remember that some of them will never accept the presence of another pet in the household.
Health Problems

The most common problems for the breed include:

• canine hip dysplasia;
• elbow dysplasia;
• gastric torsion;
• eye problems;
• brachycephalic syndrome;
• shortness of breath
• heat intolerance;
• skeletal growth abnormalities;
• arthritis;
• demodex mange.

The Saint Miguel Cattle Dog’s grooming will require minimal investment of your efforts. Its coat should be carefully brushed couple of times per week. It’s also important to pay sufficient attention to such standard care procedures as nail clipping and rare bathing. The dog’s master should introduce above-mentioned routines as early and as carefully as possible. The breed is prone to intensive shedding.

The Saint Miguel Cattle Dog is characterised with exceptional trainability. This clever and docile dog is commonly eager to please its master so it’s capable of grasping really difficult tricks, especially if they relate to herding and guarding.

Remember that this dog will ignore commands from timid or passive handler who doesn’t have permanent control over the situation. It is strongly recommended to train this dog only with reward-based methods, which focus on food incentives. The Saint Miguel Cattle Dog usually responses to unfairly harsh attitude with defiance and open disobedience.

The Saint Miguel Cattle Dog is renowned for its athletic build and ability to operate effectively for hours on end. The very minimum of physical activity, which will allow it to stay fit and happy, should include long and vigorous walk on a daily basis. This dog likes to be charged with some important assignment, especially if it involves herding and managing the stock.

Anyway this breed should receive a regular opportunity to exercise not only its physical body but also its inquisitive mind. The bored specimen of the Saint Miguel Cattle Dog will find its own ways to direct its excessive energy and will eventually become a destructive, hyper active, aggressive and unmanageable creature.