Чирнеко дель Этна

Страна происхождения:
Италия
Рост (см):
42-52
Вес (кг):
8-12
Продолжительность жизни (лет):
12-15
Окрас:
однотонный палевый; рыжий с белыми отметинами; белый; белый с рыжими отметинами
Размер:
средний
Длина шерсти:
короткая
Порода признана:
FCI, AKC, KC, UK
Код МКФ:
199
Интеллект:
Отношение к детям:
Простота обучения:
Линька:
Сторож:
Адаптивность:
Аллергичность:
Нет
Скачать стандарт породы:
Плюсы Минусы
  • сильно привязывается к своей семье               
  • хороший охотник
  • отличный компаньон для семьи
  • независимо мыслящая
  • требует значительного количества ежедневных упражнений 

Общая информация

Чирнеко дель этна – энергичная и дружелюбная порода с острова Сицилия. Эта собака исполняла охотничьи обязанности на этом острове на протяжении более 2 500 лет, при этом основной ее добычей были зайцы и кролики. Это порода ничего так не жаждет, как компании своего хозяина и вполне может стать превосходной семейной собакой.

История породы

Чирнеко дель этна считается примитивной породой, ведущей свое происхождение непосредственно от волка. Это означает, что история этой борзой началась около 7 000 лет назад, т.е. в те времена, когда понятие чистопородности постепенно становилось общепринятым. На данный момент достоверно известно, то древний тессем или родственные ему египетские или месопотамские породы являются предками всех борзых. Наиболее вероятно, что финикийцы и греки ответственны за распространение этих собак по всему Средиземноморью.

Доказано, что чирнеко дель этна прибыла на Сицилию из Среднего Востока. Термин «чирнеко» представляет собой модифицированное греческое слово «киренаикос» (kyrenaikos), обозначающее древнее имя ливийского города Шахата. Первоначальное имя породы звучит как «кане киренайко» (Cane Cirenaico), что переводится как «собака из Киренаика». Это подразумевает, что порода была завезена на Сицилию греческими купцами, торговавшими между Киреной и Сиракузой. Тем не менее, существует один значительный недостаток в этой теории: Кирена была основана в III веке до нашей эры, а порода чирнеко дель этна, вероятно, намного старше. Недавние генетические исследования показали, что эта собака, скорее всего, была создана непосредственно на Сицилии и развивалась там же благодаря методичному селекционному отбору местных собак.

Чирнеко дель этна была очень важна для туземного населения Сицилии, в частности в религиозных и мифологических аспектах. Древние монеты содержали изображение этой собаки на одной стороне и лицо сицилийского бога Адраноса, являющегося олицетворением вулкана Этна, на другой. Это означает, что уже 2 500 лет назад эта порода ассоциировалась с вулканом Этна, в честь которого она и получила свое сегодняшнее название. Несмотря на свое большое религиозное значение, главной обязанностью породы оставалась охота, а привычной добычей был кролик. Охота на кроликов играла важную роль для сицилийского сельского хозяйства, так как это животное поедало урожай, причиняя экономики страны существенные убытки. Естественно, охота была прекрасным способом накормить семью и считалась также увлекательным спортом.

В начале ХХ века численность чирнеко дель этна значительно сократилась, так как охота перестала быть основой обеспечения пропитания и, следовательно, выживания. На этом этапе собака оставалась практически неизвестной в других частях Италии, за исключение ее родного острова Сицилии. Несколько неравнодушных итальянцев увидели в этом проблему и потратили свое время и значительное количество усилий на восстановление породы. Огромный вклад в возрождение породы был сделан баронессой Агатой Патерно Кастелло, герцогиней каркатской (Agata Paterno Castello of the Dukes of Carcaci), которая потратила 26 лет своей жизни на возвращение чирнеко дель этна ее прошлого значения и статуса. Тщательная селекция улучшила генетические характеристики породы и таким образом способствовала ее популярности, поэтому к концу ХХ века она была широко распространена по всей Италии.

В 1989 году Международная кинологическая федерация (FCI) признала породу чирнеко дель этна, а в 2006 году - Объединенный клуб собаководства (United Kennel Club). Американский клуб собаководства (American Kennel Club) предварительно признал породу, что является первым шагом на пути к ее полному признанию этим клубом.

Темперамент и характер
Чирнеко дель этна имеет репутацию очень независимо мыслящей породы, но она также очень преданна и ласкова со своей семьей. Эта собака является типичным экстравертом, поэтому она тяжело переносит разлуку с любимыми ею людьми. При условии, что она была надлежащим образом и вовремя представлена младшим членам семьи, она будет вести себя с ними вежливо и с должной осторожностью.

Трудно сделать какой-либо определенный вывод относительно отношения этой собаки к незнакомцам. Некоторые представители хорошо принимают и с радостью приветствуют новых людей, но другие подозрительны и недоверчивы при первом знакомстве. Также невозможно сделать каких-либо общих выводов относительно сторожевых навыков этой собаки. В целом, большинство чирнеко дель этна являются бдительными и внимательными животными и станут хорошими сторожевыми псами. Роль охранной собаки не подходит этой породе, так как она лишена необходимой для этого агрессивности и жестокости.

Чирнеко дель этна терпимо относится к другим собакам и будет с удовольствием делить кров как минимум с одной другой собакой, предпочтительней всего также породы чирнеко дель этна. Иногда могут возникнуть проблемы с неприемлемой агрессией или излишней робостью в отношениях с другими псами, но они могут быть устранены с помощью корректной дрессировки и социализации. Поскольку эта порода на протяжении тысячи лет использовалась для охоты, у нее сильно развит охотничий инстинкт и, следовательно, она представляет существенную угрозу для мелких видов животных. Собака, которая прожила всю свою жизнь с домашней кошкой, наиболее вероятно будет мириться с ее существованием и не будет ей как-либо докучать. Хотя некоторые представители породы никогда не смогут поладить с другим животным.

Здоровье
К наиболее распространенным болезням породы относятся:

• непереносимость холода;
• чувствительность к анестезии;
• недостаточная амортизация;
• демодикоз;
• кожные аллергии.

Уход за собакой
Чирнеко дель этна довольно нетребовательная в отношении ухода, который заключается в регулярном расчесывании и нечастых купаниях. Помимо этого ее хозяин должен поддерживать зубы собаки в чистоте и подстригать ей своевременно когти. Эта порода линяет и интенсивность линьки обычно различается между отдельными представителями. В целом, собака линяет в среднем объеме, но у некоторых ее представителей этот процесс проходит более интенсивно.
Дрессировка
Чирнеко дель этна обладает высоким уровнем интеллекта и очень хорошо отзывается на дрессировку. На самом деле, она считается одной из самых способных учениц среди всех видов борзых. Она также обычно достигает впечатляющих результатов в соревнованиях на бег с препятствиями и состязаниях на послушание. Корректирующие техники обучения плохо подходят для этой собаки, так как она более легко поддается дрессировке с помощью методов, основанных на положительном подкреплении и достаточном количестве съедобных стимулов.

Чирнеко дель этна способна легко отвлечься на какой-либо запах или животное и ее практически невозможно отозвать, если она начала преследование. Ее владелец должен учитывать эту особенность собаки и постоянно держать ее на поводке.

Упражнения
Чирнеко дель этна – атлетичная и активная порода, что подразумевает, что эта собака нуждается в значительном количестве упражнений на ежедневной основе. Прогулка с ней должна длится, по меньшей мере, час, но эта собака скорее предпочтет свободно побегать на надежно защищенной территории. Если этой породе регулярно не предоставлять возможность избавляться от лишней энергии, она может превратиться в гиперактивное, нервозное, или даже агрессивное животное.

Тем не менее, обычная семья, уделяющая достаточно времени своем питомцу, вполне способна удовлетворить потребность этой собаки в физической активности. Большинство представителей породы спокойны и расслаблены в домашней обстановке и будут мирно спать на диване, свернувшись калачиком под одеялом.
Рейтинг:
0

Cirneco dell'Etna

Country of origin:
Italy
Height (cm):
42-52
Weight (kg):
8-12
Life span (years):
12-15
Colour:
self-coloured fawn; fawn with white; self-coloured white; white with orange patches
Size:
average
Hair length:
short
Recognized by:
FCI, AKC, KC, UK
FCI code:
199
Intelligence:
Good with kids:
Trainability:
Shedding:
Watchdog:
Adaptability:
Allergy:
No
Pros Cons
  • forms strong bonds with its master
  • great hunter
  • wonderful family companion
  • independent-minded
  • requires a lot of daily exercises

Overview
The Cirneco dell’Etna is an energetic and amicable breed, which came from the island of Sicily. The dog has been hunting there for over 2500 years and its predominant types of game were rabbits and hares. This creature wants nothing than a company of its master and has a strong potential of becoming an excellent family dog.

History
The Cirneco dell’Etna is considered to be a primitive dog that has a wolf for its immediate forefather. This means that the history of this Sight Hound began as early as 7 000 years ago, at the times when the concept of a purebred dog started to gain its universal acceptance. It’s widely believed that the ancient Tessem or a closely related Egyptian or Mesopotamian breeds were ancestors of all Sight Hounds. Phoenicians and Greeks are most likely responsible for the spread of these dogs across the Mediterranean.

It has already been proved that the Cirneco dell’Etna arrived to the Sicilia from the Middle East. The term «Cirneco» is a modified Greek word «Kyrenaikos», which stands for ancient name of the Libyan city of Shahhat. The breed’ original name was the Cane Cirenaico, which is translated as «Dog from Cyrenaica». This implies that the breed was brought to Sicilia by Greek merchants who traded between Cyrene and Syracuse. Nonetheless there is one crucial flaw in this theory: Cyrene was grounded in the III century B.C. but the Cirneco dell’Etna is probably much older. The recent genetic research showed that it was most likely invented on Sicily and developed by scrupulous breeding selection of local dogs.

The Cirneco dell’Etna was of a great importance for indigenous people, particularly in religious and mythological aspects. On ancient coins can be found depiction of the dog on one side, and the face of the Sicilian God Adranos, embodiment of the volcano Etna, on the other. This purports that as early as 2 500 years this dog was already associated with the Volcano that granted it its current name. Despite its religious meaning the major speciality of the breed was hunting and the common prey was a rabbit. Rabbit hunting played a significant role for Sicilian farming industry since this animal devoured crops causing substantial loss. Naturally, hunting was an excellent way to feed the family and it was also considered as a fascinating sport.

In the beginning of the XX century the population of the Cirneco dell’Etna fell dramatically since the hunting lost its essential importance for subsistence and, of course, survival. At that point the dog remained rather unknown in other parts of Italy with an exception for Sicilia Island. A few concerned Italians recognised the problem and invested much time and efforts in its restoration. The great contribution to the revival of the breed was made by Baroness Agata Paterno Castello of the Dukes of Carcaci who spent 26 years of her life trying to bring back the former significance of the Cirneco dell’Etna. The careful breeding improved the genetic pool and popularity of the dog so by the end of XX century it was widely spread across Italy.

In 1989, the Fédération Cynologique Internationale (FCI) recognised the Cirneco dell’Etna. In 2006 the United Kennel Club (UKC) gave the dog its full acceptance. The breed has already made the first step to the full recognition of the American Kennel Club (AKC), which provisionally recognised it.

Temperament
The Cirneco dell’Etna has a reputation of an independent thinker but it also tends to be really loving and tender with its family. This dog is a typical extrovert and hates being alone that’s why it’s likely to feel an acute separation anxiety. Provided it has been introduced to the younger members of its family timely and correctly it will behave itself carefully and politely with them.

It’s hard to draw any certain conclusion concerning the dog’s relationship with strangers. Some of the specimens are quite accepting and welcoming with them but others express suspiciousness and distrust during the initial meeting. It’s also impossible to generalise the breed’s skills as a watchdog. On the whole most of the dogs are vigilant and attentive and will make good watchdogs. The role of a guard dog is not ideal for this breed since the Cirneco dell’Etna is deprived of the essential aggressiveness and brutality.

The Cirneco dell’Etna gets on well with other canine animals and would gladly co-exist with minimum one another dog, preferably with another Cirneco dell’Etna. In some cases the issues of unacceptable aggressiveness or shyness may arise in relation with other canines but it can be effectively eliminated with proper training and socialisation. Thousands years of hunting have imprinted the strong prey drive deep into the dog’s mind so the Cirneco dell’Etna poses a substantial threat to small species. The dog, which has been living with a home cat for all its life, will most probably put up with its existence and won’t bother it any way. Although some breed members can never be trusted with any small creature.

Health Problems
The most common problems for the breed include:

• cold intolerance;
• anaesthesia sensitivity;
• lack of cushioning;
• demodex mange;
• skin allergies.

Grooming
Grooming requirements for the Cirneco dell’Etna are fairly low and include only systematic brushing and rare baths. Except for this its owner should keep the dog’s teeth clean and nails timely clipped. The breed does shed and the intensity of shedding depends on an individual specimen. Generally speaking the dog sheds very moderately but some tend to lose most of its hair.

Training
The Cirneco dell’Etna possesses a high level of intelligence and it’s highly responsive to training. Actually it’s considered to be the most capable learner among all Sight Hounds. It usually achieves impressive results in agility and obedience contests. Corrective techniques of training are poor choice for this dog since it does best with positive reinforcement and plentiful of food incentives.

Always remember that the Cirneco dell’Etna can be easily distracted by some compelling view or smell and it’s virtually impossible to call back once it initiates a pursuit. Therefore the owner should keep the dog on a leash at all times.

Exercise
The Cirneco dell’Etna can be described as an athletic and active dog, which means that it needs considerable amount of exercise on a daily basis. The walk for this breed should last minimum an hour but the dog would rather prefer to run freely in a safely secured territory. Without a chance to release its excessive energy it tends to turn into a hyper active, nervous, or even aggressive animal.

Nonetheless with proper commitment the Cirneco dell’Etna is quite a good choice for an average family. When the dogs’ need in physical activity is satisfied it will be calm and relaxed at home and will peacefully sleep on the couch, snuggling under the covers.
Rating:
0