Шведский элкхаунд (емтхунд)

Страна происхождения:
Швеция
Рост (см):
52-65
Вес (кг):
25-35
Продолжительность жизни (лет):
12-13
Окрас:
светло-серый, темно-серый, с светло-серыми или кремовыми отметинами
Размер:
большой
Длина шерсти:
средняя
Порода признана:
FCI
Код МКФ:
42
Интеллект:
Отношение к детям:
Простота обучения:
Линька:
Сторож:
Адаптивность:
Аллергичность:
Нет
Скачать стандарт породы:
Плюсы Минусы

  • храбрый и сообразительный

  • обладает сильным защитническим инстинктом

  • бдительный сторож

  • великолепный охотник

  • может быть враждебно настроен к другим животным (включая незнакомых собак)

  • независимо мыслящий

  • нуждается в огромном количестве физических упражнений

  • не подходит для проживания в городской квартире

Общая информация

Шведский элкхаунд представляет собой разновидность шпица, которая была выведена на территории Швеции и по большей части ценилась за свои охотничьи умения. Значительный размер в сочетании с исключительной выносливостью делают из этой собаки эффективного охотника на такую крупную и свирепую дичь, как лось и медведь. Однако при условии корректной дрессировки на послушание и социализации она может успешно содержаться в качестве компаньона даже в семьях с детьми.

История породы

Предки шведского элкхаунда прибыли в северную Швецию несколько тысяч лет назад, еще во времена колонизации этой территории восточными (Финляндия) и западными (норвежское побережье) народностями. Эту собаку также часто называют емтхунд, поскольку первоначально ее разведением занимались преимущественно в Емтланде, который является округом в центре Швеции и расположен неподалеку от шведско-норвежской границы. Этот регион включает в себя более чем 50 000 квадратных километров густых лесов и крутых гор. Более того, он отличается одним из самых суровых климатов на планете. Подобные тяжелые условия налагают особые требования на физические характеристики охотничьих собак. Плотная шерсть шведского элкхаунда надежно защищает его от воды и ненастной погоды, морда в форме клина позволяет ему противостоять натиску холодных и порывистых северных ветров, а его быстрые и мускулистые лапы способы легко покорять самую труднопроходимую местность.

Экстрьеры шведского и норвежского элкхаунда мало отличаются, так как эти две породы имеют общих прародителей. В начале ХХ века подобное поразительное сходство стало причиной распространения ошибочного представления, что все представители элкхаунда с серой шерстью относятся к одной и той же разновидности собак. На протяжении более чем 40 лет прошлого столетия разведением настоящего шведского элкхаунда занималась лишь небольшая группа его верных поклонников, главным образом проживавшая в наиболее суровых районах Емтланда и некоторых других территориях.

В 1942 году норвежец по имени Аксель Линдстром (Aksel Lindström) обнаружил, что его любимая порода шведский элкхаунд находится под угрозой окончательного вымирания. Он добился публикации статьи, посвященной этой величественной породе, и сумел привлечь внимание целой нации к данной проблеме. В частности, Аксель смог пробудить интерес к породе в графе Бьорне фон Розене (Björn von Rosen), знаменитом собаководе-любителе и дипломате. Эти два мужчины подали петицию в Шведский клуб собаководства (Swedish Kennel Club), требуя признания шведского элкхаунда в качестве уникальной породы. Клуб одобрил это предложение и к 1946 году утвердил ее окончательный стандарт. В настоящее время эта порода до сих пор успешно используется в своих основных ролях охранника и помощника охотника, хотя сегодня многие ее представители просто наслаждаются жизнью домашних любимцев.

Темперамент и характер

Лучшими словами для описания темперамента шведского элкхаунда будут верный, покровительственный, упрямый, уравновешенный, ласковый и коммуникабельный. Ему свойственно глубоко привязываться ко всем членам семьи: эта собака остро нуждается во внимании и компании своих любимых людей. В большинстве случаев она замечательно ладит с детьми, с которыми она общается с должной мягкостью и терпением. Стоит, однако, заметить, что этой породе нравится занимать доминантное положение в стае, поэтому ее следует научить уважать авторитет всех своих владельцев (включая детей).

Крайне важно объяснить вашему шведскому элкхаунду, что гости в доме считаются друзьями и к ним следует относиться соответствующим образом. Иначе этот пес может стать откровенно агрессивным по отношению ко всем незнакомым людям. В целом, для реализации роли охранника человека и его имущества ему не требуется никакой дополнительной дрессировки – он всегда прилежно выполняет свои охранные функции. Из этой бдительной собаки также получается отличный сторож, который никогда не забудет предупредить своих хозяев о возможной опасности.

Шведский элкхунд обычно занимает враждебную позицию в отношении других псов, которые воспринимаются этой породой либо как соперники, либо как угроза территории или любимым людям. Причем особенно сильные агрессивные наклонности наблюдаются у некастрированных кобелей. Постарайтесь на прогулках всегда водить вашего питомца на крепком поводке и желательно в наморднике. Несмотря на свою натуру страстного охотника, эта собака способна ужиться с теми кошками и другими видами домашних питомцев, с которыми она будет содержаться в одном доме с щенячьего возраста.

Здоровье

К наиболее распространенным болезням породы относятся:

· дисплазия тазобедренного сустава;

· дисплазия локтевого сустава;

· артрит;

· проблемы с глазами;

· ушные инфекции.

Уход за собакой

Груминг шведского элкхунда требует среднего вложения усилий. Важно систематически вычесывать густую шерстку этой породы, чтобы предотвратить образование в ней колтунов и спутанности, а также, чтобы извлечь из нее отмершие волоски. Частое купание на самом деле будет излишним, ведь волосы этой собаки естественным образом отталкивают как грязь, так и воду.

Остальное представляет собой рутинный уход, который состоит из ежемесячной стрижке когтей, еженедельной чистке зубов и ушей, если те выглядят грязными. Как можно раньше начинайте приучать вашего щенка ко всем необходимым манипуляциям с его телом, и он не будет бояться их в более зрелом возрасте.

Дрессировка

Дрессировка шведского элкхунда представляет собой относительно непростую задачу. Учитывая его склонность к независимому мышлению и острый ум, крайне желательно избегать давать этой собаке скучные или чрезмерно повторяющиеся задания во время занятий. Тем не менее, она всегда рада угодить своему владельцу, если он демонстрирует качества настоящего лидера.

Последовательный подход и умеренно твердое обращение являются необходимыми требованиями успешной дрессировки. Вознаграждайте послушание вашего питомца с помощью аппетитных лакомств, и он будет слушаться ваших команд с неизменной охотой. Эту собаку достаточно трудно приучить к туалету – обязательно обеспечьте вашему щенку как можно больше возможностей для прогулок на свежем воздухе.

Упражнения

Шведский элкхунд создавался в качестве многофункциональной рабочей собаки и до сих пор сохраняет большую часть своего трудолюбия. Из него не получится идеальный четвероногий друг для жителя квартиры, который просто собьётся с ног, пытаясь удовлетворить потребность этого пса в упражнениях.

Ежедневное времяпрепровождение на надежно огороженной территории крайне необходимо для поддержания хорошего психического и физического здоровья этой породы. Она также обожает всегда быть занятой какую-нибудь важной работой и отличается просто невероятной выносливостью. Помните, что ваш шведский элкхунд неизбежно приобретет привычки к деструктивным действиям и беспричинному лаю, если вы не будете посвящать достаточно времени прогулкам и играм с вашим питомцем.

Рейтинг:
0

Swedish Elkhound (Jämthund)

Country of origin:
Height (cm):
Weight (kg):
Life span (years):
dark grey, light grey with light grey or cream markings
Hair length:
Recognized by:
FCI code:
Good with kids:
Pros Cons

  • courageous and bright

  • very protective

  • alert watcher

  • wonderful hunter

  • may be ill-disposed to other animals (including unknown dogs)

  • independent-minded

  • needs a great deal of physical exercises

  • not for an apartment dweller


The Swedish Elkhound is a variety of Spitz that was developed in Sweden and was majorly prised for its hunting talents. Great size in combination with exceptional stamina makes this breed an effective hunter of such large and ferocious game as moose and bear. However once properly trained and socialised it can be successfully kept as a companion animal even in families with kids.


The early Swedish Elkhounds arrived to northern Sweden thousands years ago when this territory was populated from the east (Finland) and from the west (Norwegian shore). The dog is also frequently called Jämthund because originally it was primarily bred in Jämtland, a district in the midst of Sweden, located near the Swedish-Norwegian border. This area envelops more than 50 000 square kilometres of thick forests and steep mountains. Moreover it’s notable for one of the most severe climate in the world. Such harsh conditions place special demands on the physical characteristics of hunting dogs. Rich coat of the Swedish Elkhound is a reliable proof against water and chilly weather, its wedge-shape muzzle allows it to resist gusty and cold Northern winds and its fast and well-muscled legs are capable of easily conquering the barely passable terrain.

The Swedish Elkhound and the Norwegian Elkhound have very little difference in conformation since initially these two breeds were created from the same foundation stock. In the beginning of the XX century such striking resemblance caused misconception that all grey-haired specimens of Elkhounds represented the one canine variety. For over than 40 years of the past century the Swedish Elkhound of a true type was bred only by the small group of its loyal fanciers who mainly lived in the severe areas of the Jämtland province and several other territories.

In the 1942, the Norwegian named Aksel Lindström found out that his beloved Nordic breed, the Swedish Elkhound, faces the threat of eventual extinction. So he pushed the publication of an article about this majestic breed and managed to command attention of the entire nation to this problem. In particular, Aksel could awake interest to the breed in Count Björn von Rosen, a famous canine lover and diplomat. These two men petitioned the Swedish Kennel Club, requesting to recognise the Swedish Elkhound as a separate breed. The Club approved this proposal and by 1946 drew up its final standard. Today the breed still thrives in its primary roles of a guard and hunting dog but lots of its members just enjoy the life of a family pet.


The best words for the description of the Swedish Elkhound’s temperament are staunch, protective, obstinate, stable, affectionate and out-going. It gets intimately connected to all family members and sorely needs their attention and company. In most cases this dog is absolutely fine with children with whom it interacts with essential gentleness and patience. It’s worth to note that this breed likes to take dominant position in the pack so it should be taught to respect the authority of all its masters (including kids).

It’s highly important to explain your Swedish Elkhound that houseguests are friends and should be treated accordingly. Otherwise this dog may become outright aggressive to all unfamiliar people. In general it takes the role of a personal and property protector very naturally and always diligently fulfils its guarding duties. This vigilant dog also makes a wonderful watcher that will never fail to warn its masters about possible danger.

The Swedish Elkhound commonly assumes hostile attitude to unfamiliar dogs, which are perceived by this breed either as adversaries or as a menace to its territory or favourite people. Especially strong aggressive tendencies are seen in unneutered males. Make sure that your pet always wears a firm leash and preferably a muzzle while being walked. Despite its nature of a passionate hunter this dog can get on with those cats and other non-canine pets with which it’s kept in the same household since its puppyhood.

Health Problems

The most common problems for the breed include:

· hip dysplasia;

· elbow dysplasia;

· arthritis;

· skin problems;

· eye problems;

· ear infections.


The Swedish Elkhound can be groomed with average investment of efforts. It’s important to systematically brush dense fur of this breed so mats and tangles won’t develop in it and it will stay free of loose hair. Frequent bathing is really unnecessary because the dog’s coat naturally repels both dirt and water.

The rest is a routine care and consists of monthly nail trimming, weekly teeth brushing and ear cleaning if they look dirty. Start training your puppy to these essential manipulations with its body as early as possible and it won’t be afraid of them in its adulthood.


The training of the Swedish Elkhound is a relatively challenging task. Because of its propensity to independent thinking and sharp mind it’s highly advisable to avoid dull or repetitive assignments during training sessions. Nonetheless this dog is always glad to please its master if he demonstrates qualities of a true leader.

Consistency and adequately firm treatment are obligatory requirements of the breeds’ successful training. Reward your pet’s obedience with delicious treats and your Swedish Elkhound will readily follow your command. Housebreaking may be difficult for this breed and its puppy should be provided with lots of chances to roam around outdoor.


The Swedish Elkhound was developed as an all-around working dog and it still retains much of its industriousness. It won’t make the best four-legged companion for an apartment dweller, which will be off his feet trying to satisfy the dog’s need for exercises.

Daily playtime in a safely enclosed area is essential for good mental and physical health of this breed. It also loves having some important job to perform and stands out for unbelievable endurance. Remember that your Swedish Elkhound will inevitably pick up habits to destructiveness and unreasonable barking if you don’t devote enough attention to walking and playing with your pet.