Рафейро до Алентехо (Португальская сторожевая)

Страна происхождения:
Португалия
Рост (см):
64-74
Вес (кг):
35-60
Продолжительность жизни (лет):
10-12
Окрас:
чёрный, волчий, палевый или жёлтый, с тигровинами или без, с белыми отметинами или без них; либо белый с отметинами вышеназванных оттенков
Размер:
большой
Длина шерсти:
средняя, короткая
Порода признана:
FCI, CPC, CCP, CPRA, ACRA, RBKGN, KNK, CAC-QC, CACIB, APRI, ACR, DRA, NAPR, AKC/FSS
Код МКФ:
96
Интеллект:
Отношение к детям:
Простота обучения:
Линька:
Сторож:
Адаптивность:
Аллергичность:
Нет
Плюсы Минусы
  • спокойная
  • великолепный сторож и охранник
  • ладит с детьми
  • склонна к доминированию            
  • необходим хозяин-лидер
  • сильно линяет

Общая информация

Рафейро до Алентехо (Португальская сторожевая) – мощная многофункциональная собака, которая впервые появилась в Португалии много веков назад. Эта крепко сложенная, отважная порода по большей части служит на своей родине в качестве охранника собственности, но из нее также может получиться уравновешенный и послушный домашний любимец. Представителя этой породы практически невозможно встретить в других странах.
История породы

На первых этапах рафейро до Алентехо развивался на территории Алентежу, которая расположена на южной границе Португалии с Испанией. Очевидно, что он получил свое имя в честь этого региона, являющегося ее исторической родиной. Эта собака эволюционировала без прямого вмешательства со стороны человека, поэтому она считается смешанной породой. Истинное происхождение Рафейро до Алентехо представляет собой не более, чем предмет для догадок и предположений.

Большинство экспертов не сомневаются в близком родстве этой породы с тибетским мастифом. Весьма вероятно, что анатолийская овчарка и водяная собака святого Джона тоже относятся к прародителям португальской сторожевой. Также предполагается, что представители этой породы время от времени скрещивались с эштрельской горной собакой и испанским мастифом, которые были задействованы в сезонной перегонке скота через территорию Алентежу.
Райфейро до Алентехо ценилась местными племенами за свою впечатляющую силу, спокойный темперамент и ярко выраженный защитнический инстинкт. Эта порода являлась опытным и умелым погонщиком скота, который был способен переправлять домашний скот через огромные территории с минимальной помощью со стороны человека. Она также была ответственна за защиту стада от диких хищников. Как только местное население сменило свой образ жизни на более оседлый, преимущественная роль этой собаки сменилась с пастуха на охранника собственности португальской аристократии.

В XVIII веке могущественная португальская монархия перестала существовать и рафейро до Алентехо, который был символом монархической власти, процветания и богатства, оказался под угрозой полного вымирания. К счастью, два кинолога, Антонио Кабрал и Филипп Ромейрас, приняли решение предотвратить окончательный упадок рафейро до Алентехо. Они стали вести систематические записи своей собаководческой практики, а также следили за текущей численностью породы. Благодаря их усилиям, первый стандарт породы был разработан в 1953 году.

В 60-х и 70-х годах ХХ века популяция португальской сторожевой вновь испытала серьезное сокращение. Дело в том, что в результате политической нестабильности в Португалии в эти десятилетия множество отдельных собак оказались убитыми, в то время как другие превратились в бездомных животных. К 80-м годам ХХ века чистокровные представители породы стали настолько редки, что само ее выживание казалось едва ли возможным. Усилия факультета ветеринаров в Еворе и целенаправленная работа поклонников породы помогли предотвратить окончательное ее исчезновение.

Рафейро до Алентехо была одной из первых португальских пород, заслуживших официальное признание Международной кинологической федерации (FCI). В 2005 году она была зарегистрирована в специальном подразделении Американского клуба собаководства по редким и условно-признанным породам (AKC’ Foundation Stock Service). Объединенный клуб собаководства (United Kennel Club) признал породу в 2006 году.
Темперамент и характер

Португальская сторожевая – спокойная, сильная и уравновешенная собака со склонностью к доминированию. Поэтому не рекомендуется приобретать эту породу в качестве первой собаки, так как неопытный владелец, скорее всего, будет испытывать серьезные трудности в отношении ее дрессировки и социализации. Она должна как можно раньше пройти курс дрессировки на послушание, чтобы стать послушной и благовоспитанной собакой-компаньоном. Для этой собаки характерно защищать любимых людей, поэтому она обычно обращается с младшими членами семьи с должной нежностью и осмотрительностью. Тем не менее, представителя этой породы не следует оставлять наедине с маленьким ребенком без соответствующего присмотра.

Как правило, рафейро до Алентехо выказывает природную настороженность при встрече с малознакомым человеком. Собака обычно демонстрирует очень ответственное отношение к своей работе охранника и, не колеблясь, прибегнет к необходимой агрессии, если ситуация того потребует. Благодаря своей устрашающей внешности и глубокому звучному лаю, эта порода обычно становится прекрасным сторожем. Стоит отметить, что португальская сторожевая обладает стабильным и мирным нравом и редко сама выступает в роли агрессора.

Без обширной социализации, эта порода может иметь определенные проблемы в общении с другими псами. Ее властный характер и значительная физическая сила подразумевают, что ее конфронтация с другой собакой может иметь очень серьезные последствия. Поэтому португальскую сторожевую следует всегда держать на поводке во время прогулок. Эта порода отличается средним по выраженности охотничьим инстинктом и способна ужиться с другими домашними питомцами, если была познакомлена с их обществом с раннего возраста. Она, несомненно, будет воспринимать домашнюю кошку как часть своей стаи, если они прожили вместе достаточно долгое время.
Здоровье

К наиболее распространенным болезням относятся:

• дисплазия тазобедренного сустава;
• желудочное скручивание.
Уход за собакой

Рафейро до Алентехо отличается средней требовательностью к уходу. Его шерсть средней длины нуждается в регулярном и основательном расчесывании, которое позволяет придать ей привлекательный блеск и ухоженный вид. Эта собака линяет при смене сезонов, и будет терять изрядное количество своих волос дважды в год. В эти периоды ее следует расчесывать на ежедневной основе, чтобы избавиться от отмерших волосков в ее шерсти.

Важно также уделять должное внимание таким традиционным процедурам по уходу за собакой, как стрижка когтей и чистка зубов. Уши португальской сторожевой следует периодически осматривать и чистить с целью предотвращения возможных проблем со здоровьем в этой области.
Дрессировка

Дрессировка рафейро до Алентехо обычно представляет собой задачу умеренной сложности. В отличие от большинства других пород, эта собака не стремится непременно угодить своему хозяину. Эта серьезная и надежная рабочая собака скорее предпочтет нести ответственность за охрану вашего дома, а не выполнять какие-нибудь тривиальные трюки ради развлечения ваших гостей.

Стратегия дрессировки этой собаки должна основываться на твердом, но справедливом обращении и обильным количестве ее любимых лакомств. Не рекомендуется прибегать к принуждению в работе с этой собакой, так как подобные методы не принесут адекватных результатов. Если португальская сторожевая заметит слабость в характере дрессировщика, она никогда не будет воспринимать его как истинного лидера и, следовательно, подчиняться ему. Поэтому будет мудрым решением доверить обучение представителя этой породы опытному дрессировщику.
Упражнения

Взрослый рафейро до Алентехо представляет собой спокойную и уравновешенную собаку, которая будет вполне удовлетворена длительной и энергичной ежедневой прогулкой. Эта порода обычно ведет себя спокойно и расслабленно в домашней обстановке, хотя ей больше нравится жить снаружи, где она может служить в качестве охранника.

Из-за своего ярко выраженного защитнического инстинкта, она плохо подходит для содержания в квартире, и она будет полностью довольна жизнью в пригороде в доме с просторным и надежно огороженным двором. Без должного количества физической активности португальская сторожевая постепенно превратится в нервное и непослушное животное со склонностью к разрушительным действиям.
Рейтинг:
0

Rafeiro do Alentejo (Alentejo Mastiff)

Country of origin:
Height (cm):
Weight (kg):
Life span (years):
black, wolf grey, fawn or yellow, with or without brindling, always with white markings; or white with patches of these colours
Hair length:
average, short
Recognized by:
FCI code:
Good with kids:
Pros Cons
  • good with kids
  • calm
  • excellent watch and guard dog
  • dominant
  • owner must be a leader        
  • sheds a lot


The Rafeiro do Alentejo (Alentejo Mastiff) is a powerful and multipurpose dog, which came to existence in Portugal many centuries ago. This solidly build and courageous breed mostly serves in its homeland as a property guardian but it also makes an even-tempered and obedient companion animal. It is virtually impossible to meet its specimen in other countries.

The initial development of the Rafeiro do Alentejo occurred in Alentejo, which is located on the Portuguese borders with Spain in the south. Obviously enough that it was granted its name in honour of this historic region. It evolved without direct involvement of its human companion and it’s universally referred as a mix-breed dog. The true ancestry of the breed is nothing more than the subject for mere speculation.

Majority of experts have no doubt about its close relationship to the Tibetan Mastiff. The strong probability holds that the Anatolian Shepherd Dog and the St. John’s Water Dog are also among forefathers of the Rafeiro do Alentejo. It’s also suggested that the breed’s members occasionally were crossed with the Estrela Mountain Dog and the Mastin de Espanol both of which seasonally drove the cattle across Alentejo.

The Rafeiro do Alentejo was prized by native tribes for its impressive power, calm temperament and well-developed protective instinct. The breed was a crafty cattle driver, which was able to direct its subordinated domestic animals across enormous distances with minimal assistance from a human. It was also responsible for warding off wild predators from the stock. As indigenous people changed their lifestyle’s preferences and began to settle down, the predominant role of the dog shifted from a stock herder to a guardian of property of Portuguese nobility.

In XVIII century Portugal’s powerful monarchy ceased to exist and the Rafeiro do Alentejo , being a symbol of royal power, wealth and prosperity, was threatened by a complete extinction. Fortunately, two cynologists, Antonio Cabral and Filipe Romeiras, decided to prevent the final decay of the breed and started to keep tracks of their breeding program and its current situation. Thanks to their efforts the first standard of the breed was established in 1953.
In the 60s and 70s of XX century the population of the Rafeiro do Alentejo once again experienced a serious decline. The point is that in the wake of political turmoil in Portugal in these decades many of individual dogs were killed while other simply turned into strays. By the 80s of XX century the high-quality specimens became so rare that the breed’s survival was deemed as barely possible. The efforts of Faculty of Veterinaries in Evora and the persistent work of its fanciers helped to pull the breed from the edge of final disappearance.

The Rafeiro do Alentejo was one of the first Portugal breeds officially accepted by the Fédération Cynologique Internationale (FCI). In 2005 it was registered in the AKC’ Foundation Stock Service. The United Kennel Club (UKC) granted its recognition to the breed in 2006.

The Rafeiro do Alentejo is a calm, strong and steady dog with dominant character. It’s not recommended for a novice dog owner, who will most likely have serious difficulties with its training and socialisation. This dog must pass through consistent and early obedience training in order to become a well-mannered and complaisant companion animal. It is notable for well-developed drive to protect people it loves so it usually handles children of its family with gentleness and consideration. Nevertheless the breed’s member should never be left alone with a young child without proper supervision.

As a rule the Rafeiro do Alentejo displays natural wariness when it comes across unknown person. It commonly demonstrates conscientious attitude to its work of a guardian and won’t waver to apply to necessary aggression if needed. With its ferocious appearance and deep resounding bark this dog usually makes an excellent watchdog. It’s worth to mention though that this breed possesses quiet and steadfast temperament and rarely plays the role of an aggressor.

Without extensive socialisation the breed tends to develop certain issues with other dogs. Its authoritative demeanour and great physical strength imply that confrontation with other canine may have fairly serious consequences. That’s why the Rafeiro do Alentejo should be always kept leashed while being walked. The dog possesses average hunting drive and can live together with other non-canine pets if it has been introduced to their presence since a young age. It will definitely treat a household cat as a part of its pack if they have shared the same roof long enough.
Health problems

The most common problems for the breed include:
• canine hip dysplasia;
• gastric torsion.

The Rafeiro do Alentejo has moderate grooming requirements. Its coat of medium length needs regular and careful brushing in order to maintain its neat and glossy look. The dog is a seasonal shedder and will lose great amount of its hair twice a year. During these periods it should be brushed on a daily basis to get rid of dead hair.

It is essential to pay appropriate attention to such common care procedures as nails clipping and teeth brushing. The Rafeiro do Alentejo ears should be regularly inspected and cleaned in order to avoid health issues in this area.

The training of the Rafeiro do Alentejo is usually a task of an average difficulty. Unlike most of other breeds this dog isn’t overwhelmingly willing to pleasure. This stern and dependable working dog would rather prefer to have a major assignment such as guarding your house than to perform some trifle tricks to entertain your guests.

Training strategy for this dog should totally rely on firm but fair handling and plentiful of dog’s favourite treats. It isn’t recommended to apply to forceful methods to stimulate this dog to work since they won’t bring adequate results. If the Rafeiro do Alentejo spots weakness in the character of its trainer it will never perceive it as a true leader and therefore oblige to him or her. So it would be wise decision to hand over its training to an experienced handler.

The grown-up Rafeiro do Alentejo is known to be a fairly calm and low-energy dog, which will be quite content with a long and vigorous daily walk. This dog is usually quiet and relaxed indoors although it strives to live outdoors where it has an opportunity to carry out its main guarding duties.

Due to its working drive this breed is ill-suited for apartment living and it will really enjoy the life of a suburban dog in the house with a sizeable and securely fenced back yard. Without proper amount of physical activity the Rafeiro do Alentejo will gradually evolve into destructive, nervous and uncontrollable animal.