Хорватская овчарка

Страна происхождения:
Хорватия
Рост (см):
43-50
Вес (кг):
13-20
Продолжительность жизни (лет):
13-14
Окрас:
чёрный c небольшими белыми отметинами на груди и лапах
Размер:
средний
Длина шерсти:
средняя
Порода признана:
FCI, APRI, ACR, DRA, UKC
Код МКФ:
277
Интеллект:
Отношение к детям:
Простота обучения:
Линька:
Сторож:
Адаптивность:
Аллергичность:
Нет
Плюсы Минусы
  • отличный сторож и охранник
  • великолепный пастух
  • преданный друг
  • легко ухаживать
  • необходимо большое количество еждневных упражнений
  • часто лает
  • привязывается лишь к одному члену семьи

Общая информация
Хорватская овчарка – сильная, проворная и выносливая пастушья собака древнего происхождения. На протяжении многих веков она служила в качестве погонщика и охранника домашнего скота в ее родной Хорватии, где она особенно ценится за свою сообразительность и покладистый нрав. В отличие от большинства современных пород, эта собака со временем не переквалифицировалась в домашнего питомца и до сих пор исполняет свои исконные пастушьи обязанности на обширных хорватских равнинах.
История породы

Предки современной хорватской овчарки были завезены на территорию нынешней Хорватии древними хорватами, когда те переехали из своих старых поселений в данный регион в VII веке. Эта собака помогала местным скотоводам в управлении стадами овец в светлое время суток и охраняла их дома и семьи по ночам. Они прибегали к очень тщательной селекции: только самым талантливым представителям породы были позволено иметь потомство. В результате хорваты получали собак с наилучшими рабочими характеристиками. Это также объясняет тот факт, что внешность породы практически не изменилась с XIV века.

Самым активным популяризатором и поклонником хорватской овчарки был профессор Степан Ромик (Stjeapan Romic), которые впервые обнаружил ее подробное описание в архивном документе, датированном 1374 годом. Он был составлен епископом Петаром (Petar), бишопом дьяковским и хранился в епархии Джяково. В нем описывалась небольшая собачка (примерно 46 сантиметров в холке) с густой курчавой шерстью и прямостоячими ушками, а также упоминалась ее превосходные пастушьи навыки. Этот исторический документ также упоминал, что эта собака попала в Хорватию еще во времена Великого переселения.

И другие архивы епархии Джяково, датированные 1719, 1737, 1742 и 1752, содержали упоминания хорватской овчарки. Во всех письменных источниках того периода эта порода встречалась под именем «Canis Pastoralis Croaticus» (с лат. «хорватская пастушья собака»), а ее описание полностью совпадало с ее современной внешностью. В 1935 году профессор Ромик инициировал специальную программу по ее разведению, в которой он использовал собак из региона Джяково. Он потратил примерно 34 года на развитие и совершенствование качеств породы, и, в конце концов, добился ее признания Международной кинологической федерацией (FCI) в 1969 году.

Хорватская овчарка отличается сильным пастушьим инстинктом и остается популярной рабочей собакой на своей родине. Тем не менее, ее популяция в других странах весьма незначительна.
Темперамент и характер

В течение нескольких столетий хорватская овчарка выводилась лишь для выполнения рабочих обязанностей, поэтому она обладает таким чертами характера, как бесконечная преданность своему хозяину, развитый интеллект и склонность к независимому мышлению. Эта собака имеет свойство особенно сильно привязываться лишь к одному члену семьи. Общительный нрав является одной из особенностей этой породы, так что она обычно выказывает беспокойство и нервозность, если ее надолго оставляют в одиночестве. Она хорошо ладит с вежливыми и воспитанными детьми и любит участвовать в их бурных играх. Вместе с тем, очень важно научить ваших детей основным правилам общения с собаками.

Хорватская овчарка склонна вести себя настороженно в компании незнакомых людей. Она обычно очень серьезно относится к своим обязанностям по защите подчиненной территории и своих хозяев от любых незваные гостей. В тоже время ее природная чуткость позволяет ей всегда действовать с должной осмотрительностью, так что она никогда не нападет на не желающего зла человека. Это делает из нее вполне эффективную сторожевую собаку, а также очень надежного охранника.

Хорошо социализированная хорватская овчарка обычно дружелюбна с другими псами. Однако, она обладает доминантным характером и предпочитает занимать позицию лидера среди других собак. Данное качество может стать причиной жестоких столкновений между малознакомыми псами. Хозяин должен всегда контролировать общение своего питомца со своими сородичами. Так как эта собака никогда не использовалась для убийства других животных, она обычно вполне неплохо ладит с другими домашними питомцами в доме. Однако ранняя социализация является обязательным условием, если вы планируете содержать вашу хорватскую овчарку с кошками или другими видами домашних животных.
Здоровье

К наиболее распространенным болезням породы относятся:

• вывих коленной чашечки;
• артрит;
• трудности при родах;
• катаракты;
• крипторхизм;
• желудочное скручивание.

Уход за собакой

Хорватская овчарка требует очень незначительного ухода. Густая и длинная шерсть служит этой собаке в качестве хорошей защиты от любых превратностей погодных и будет оставаться ухоженной даже при условии редкого расчесывания. Вместе с тем, крайне желательно еженедельно вычесывать отмершие волоски из собачьей шерсти.

Рекомендуется избегать частого купания представителя этой породы, так как агрессивные моющие средства могут смыть с ее кожи слой натуральных масел, которые придают ее шерсти погодостойкость. Другие процедуры по уходу включают регулярную стрижку собачьих когтей (обычно каждые 10-14 дней) и систематическую чистку зубов. Хорватская овчарка линяет в среднем объеме.
Дрессировка

Хорватская овчарка – легкая в дрессировке порода, что обусловлено ее чутким и послушным нравом. Тем не менее, она становится прилежным учеником только в том случае, если полностью доверяет авторитету дрессировщика. Это означает, что она будет крайне неохотно выполнять команды человека со слабым, нерешительным характером.

Хорватскую овчарку отличают сообразительность и пытливый ум, так что она способна освоить даже очень сложные трюки. Эта проворная и быстрая собака способна очень успешно выступать в различных видах собачьего спорта. Однако необходимо иметь в виду, что крики и физическое принуждение не принесут желаемого результата в ее дрессировке и лишь заставят ее вести себя дерзко и своенравно.
Упражнения

Хорватская овчарка отличается требовательностью, когда дело касается физической активности. Ежедневной прогулки на поводке будет недостаточно, чтобы удовлетворить ее сильную потребность в свободном выгуле. Очень важно регулярно позволять этой собаке проводить некоторое время в беге и играх на надежно огороженной территории.

Эта порода может быть очень шумной, так как она склонна реагировать на любые изменения в окружающей обстановке громким лаем. Так что выбирайте эту собаку, если только имеете очень терпеливых и рассудительных соседей.

Помните, что такие поведенческие тенденции, как беспрерывный лай, деструктивность, перевозбудимость и даже немотивированная агрессия часто встречаются у тех представителей хорватской овчарки, которые не имеют возможности дать выход своей бьющей через край энергии.
Рейтинг:
0

Croatian Sheepdog (Hrvatski Ovcar)

Country of origin:
Height (cm):
Weight (kg):
Life span (years):
black with a few white markings are allowed
Hair length:
Recognized by:
FCI code:
Good with kids:
Pros Cons
  • forms strong bonds with its master
  • wonderful herder
  • great watch and guard dog
  • easy to groom
  • a one-person dog
  • barks a lot
  • requires a great amount of daily activity


The Croatian Sheepdog (Hrvatski Ovcar) is a strong, nimble and hardy herding dog of an ancient origin. For multiple centuries it served as a cattle drover and guardian in its native Croatia where it’s prized for its quick-wittedness and docile nature. Unlike majority of modern breeds this dog didn’t re-qualify into a household pet and still mostly performs its original herding duties in vast Croatian plains.

The predecessors of the present-day Croatian Sheepdog were brought to Croatia by ancient Croat people when they moved from their old settlements into this region in the VII century. This dog helped local cattle-breeders to manage their sheep during daylight hours and guarded houses and families of their masters at night. They used meticulous selective breeding in order to create dogs with superior working characteristics so only the most talented specimens were allowed to pass their genes. That’s why the breed’s appearance virtually didn’t change since the XIV century.

The most passionate populariser of the Croatian Sheepdog was Professor Stjeapan Romic who discovered its thorough descriptions in the archival document of 1374. It was put together by Petar, the Bishop of Djakovo and stored in the diocese of Djakov. The breed was portrayed to be approximately 46 cm tall with lavish curly hair, upright eared and mentioned for being an outstanding sheepherder. This historical record also contained the indication that the dog found its way to Croatia during the Great Migrations.

Other archives of the Djakovo diocese from years 1719, 1737, 1742 and 1752 included mentioning of the Croatian Sheepdog. In all written sources of that time the breed is referred as Canis Pastoralis Croaticus and its image perfectly matches its modern-day appearance. In 1935, Professo Romic initiated a purposeful breeding program in which he used the dogs from the Djakovo region. He spent approximately 34 years on the development and enhancement of the breed’s qualities and eventually he attained its recognition by the Fédération Cynologique Internationale (FCI) in 1969.

The Croatian Sheepdog is marked by a strong herding instinct and it remains a popular working dog in its native land. Nonetheless it has very scarce population in other countries of the world.

For several hundreds of years the Croatian Sheepdog was exclusively bred for working purpose so it possesses such personality traits as uncompromising loyalty to its master, keen intelligence and tendency to independent thinking. It is a one-person dog meaning it bonds very intensely only to one member of its family. Sociability is also a fairly typical feature of this breed and it usually gets anxious and upset if left alone for a long time. This dog is good with well-behaved children and likes to be engaged in their exuberant games. It’s essential though to teach your kids the basic rules of communication with dogs.

The Croatian Sheepdog tends to behave itself warily in the company of unfamiliar people. It is usually very serious about defending its territory and masters from any unwelcomed guests. At the same time its sensitive nature allows it to act with discretion so it will never charge at an innocent person. This makes this breed a highly efficient watchdog as well as a very reliable guardian.

The well-socialised Croatian Sheepdog is commonly friendly with other dogs. However, it has a dominant character and prefers to take an alpha status among other canines. This peculiarity may become the reason of serious confrontations between unfamiliar dogs. The master should always supervise the interaction of his pet with other canines. Since this breed has never been used for killing other animals it’s usually quite accepting of other pets in the household. However early socialisation is a must if you plan to keep your Croatian Sheepdog together with cats and other non-canine creatures.
Health Problems

The most common problems for the breed include:

• patellar luxation;
• arthritis;
• difficulty in birthing;
• cataracts;
• cryptorchidism;
• gastric torsion.

The Croatian Sheepdog has very low grooming requirements. Rich and long coat serves this dog as a good protection against all kind of harsh weather and will stay well-attended only with occasional brushing. It is recommended though to comb out dead hair from its fur every week.

Frequent bathing should be avoided since aggressive shampoos may wash off the natural oils, which give the dog’s coat its weather-proof qualities. Other maintenance procedures include regular nail trimming (usually every 10-14 days) and systematic teeth brushing. The Croatian Sheepdog sheds average amount of hair.

It’s relatively easy to train the Croatian Sheepdog because of its obedient and sensitive nature. Nevertheless it becomes an eager learner only if it fully trusts the authority of the trainer. It purports that it will be reluctant to perform commands of the person with weak, irresolute character.

The Croatian Sheepdog is marked by quick-wittedness and inquisitive mind so it’s capable of mastering very advanced tricks. This lithe and fast dog can perform with flying colours in various sorts of dog’s sports. Take into account though that yelling and physical enforcement doesn’t work with this breed and only induce in it defiant behaviour.

The Croatian Sheepdog is a demanding breed when it comes to its exercise regimen. A daily walk on a leash won’t be enough to satisfy its strong instinct to roam. It’s highly important to let this dog spend some time running and playing freely in a securely enclosed territory.

This breed may be really noisy as it’s prone to react to any sudden change in its environment with vigorous barking. So choose this dog only if you have very patient and tolerant neighbours.

Remember that such behavioural tendencies as on-going barking, destructiveness, over excitability and even unmotivated aggressiveness are rather common for those specimens of the Croatian Sheepdog who aren’t provided with proper outlets for their boundless energy.