Шапендоес (шапендуа, голландская овчарка шапендус, схапендус)

Страна происхождения:
Нидерланды
Рост (см):
40-50
Вес (кг):
12-25
Продолжительность жизни (лет):
12-15
Окрас:
трёхцветный, серо-голубой, бело-серый, коричнево-белый, чёрно-белый, чёрный
Размер:
средний
Длина шерсти:
длинная
Порода признана:
FCI, UKC, CKC, DRA, NAPR, AKC/FSS
Код МКФ:
313
Интеллект:
Отношение к детям:
Простота обучения:
Линька:
Сторож:
Адаптивность:
Аллергичность:
Нет
Скачать стандарт породы:
Плюсы Минусы

  • замечательный компаньон для семьи

  • дружелюбный и общительный

  • отличный пастух

  • много времени уходит на груминг

  • необходимо значительное количество ежедневных упражнений

Общая информация

Шапендоес (голландская овчарка) – длинношерстная пастушья порода, выведенная в Нидерландах, в частности на территории их провинций под названиями Дрент (Drent) и Гелдерланд (Gelderland). Эта собака широко известна своим милым внешним обликом, а также живым и покладистым нравом. До 50-х годов ХХ века большинство представителей этой породы представляли собой рабочих собак, но сегодня она главным образом содержится в качестве собаки-компаньона.

История породы

Многими веками шапендоес использовался бедными безграмотными нидерландскими фермерами в качестве многофункциональной пастушьей собаки. Поэтому не удивительно, что происхождение этой породы невозможно отследить с какой-либо степенью достоверности. Тем не менее, существует несколько предположений относительно ранних этапов ее развития. Некоторые полагают, что ее предками являлись древние римские собаки, которые попали в Нидерланды через территорию Бельгии. Другие высказывают теорию, что она произошла от длинношерстной пастушьей собаки (ныне вымерший шафпудель - Schafpudel), которая служила немецким племенам, населявшим эти земли многие века назад.

Также есть мнение, что шапендоес был выведен сравнительно недавно, причем его прародителями были английские пастушьи собаки, импортированные в эти края голландскими торговцами шерсти, активно торговавшими со своими коллегами из Англии. Хотя полная правда о происхождении этой собаки навсегда останется под завесой тайны, с большой долей вероятности можно предположить, что порода получилась в результате неоднократных скрещиваний различных типов пастушьих собак родом из разных частей Европы, таких как польская низинная овчарка, пули, бергамаско.

Вне зависимости от того, как именно была создана эта порода, шапендоес быстро распространился по территории Нидерландов в качестве пастушьей собаки. Местные фермеры доверяли этой собаке самые разнообразные обязанности, при этом большинство из них включала необходимость работать с овцами. Благодаря своей плотной густой шерсти, собака превосходно адаптировалась к повышенной влажности и прохладному климату своей родины. Более того, она отличалась острым умом, послушностью и отличной обучаемостью, - качествами, которыми она была обязана тщательной селекции местных собаководов.

Шапендоес пользовался неизменной популярностью вплоть до начала ХХ века, когда его частично заменила в его исконной роли более модная на тот момент порода - бордер колли. Однако его численность оставалась довольно стабильной до Второй мировой войны. Военные годы были отмечены существенным сокращением популяции породы. К счастью, нацистская оккупация пробудила национальный патриотизм в гражданах Нидерландов, а шапендоес стал одним из символов уникальной самобытности страны. По окончанию войны порода, наконец, получила официальное признание Голландского клуба собаководства (Dutch Kennel Club) в 1952 году. Она также была признана в качестве отдельной породы Международной кинологической федерацией (FCI) в 1971 году.

В последние годы очаровательно-косматый облик и милый характер шапендоеса заслужили ему немалое число поклонников по всей Европе. В частности, на сегодняшний день особенно значительна популяция этой породы в таких странах, как Дания, Финляндия, Франция, Германия, Люксембург, Норвегия, Швеция и Швейцария. В 2005 году она была внесена в списки пород специального подразделения Американского клуба собаководства по редким и условно-признанным породам (AKC’s Foundation Stock Service). В 2006 году Объединенный клуб собаководства (United Kennel Club) также признал шапендоеса. Постепенно эта порода превратилась в потрясающую собаку-компаньона, так что теперь очень немногие ее представители служат пастухами овец.

Темперамент и характер

До недавнего момента шапендоес очень успешно сочетал свои пастушьи обязанности с ролью домашнего питомца. В наше время он «работает» по большей части добродушным, уравновешенным и верным семейным любимцем. Эта собака сильно привязывается ко всем членам семьи и склонна остро переживать разлуку с ними. Она обычно питает особо нежную привязанность к детям, но только если была познакомлена с их обществом с раннего возраста. Причем также важно обучить ребенка бережно обращаться с длинной густой шерстью этой собаки.

Шапендоес никогда не выполнял работу по охране овечьего стада, поэтому он практически лишен агрессивных наклонностей. Это означает, что он будет вежливо и уважительно общаться с незнакомыми людьми. На самом деле, без своевременной дрессировки эта собака может излишне бурно выражать радость от встречи даже с незнакомцем. Некоторым представителем породы можно доверить обязанности сторожевого пса, так что они будут надежно оповещать своих владельцев о приближении чужого человека. Эта собака наделена слишком общительным и приветливым нравом, чтобы стать хорошим охранником.

Шапендоес отличается гораздо меньшей склонностью к доминированию, что большинство континентальных пастушьих пород. Он любит проводить время в компании своих сородичей и будет счастлив жить с одним из них на постоянной основе. Несмотря на добродушный характер этой собаки, следует проявлять надлежащую осторожность и бдительность при представлении друг другу двух малознакомых псов. Выраженная агрессия по отношению к другим животным редко встречается в представителях этой породы, так как она обладает слабым охотничьим инстинктом. Она определенно поладит с домашней кошкой или другим питомцем, если они выросли вместе. В любом случае, некоторая социализация является обязательной для этой собаки, если вы планируете ввести ее в дом с уже живущем там домашним животным.

Здоровье

К наиболее распространенным болезням породы относятся:

· проблемы с глазами;

· хронические ушные инфекции;

· образование колтунов в шерсти;

· дисплазия тазобедренного сустава;

· дисплазия локтевого сустава.

Уход за собакой

Шапендоес требует существенных вложений усилий в его груминг. Его длинную густую шерсть следует расчесывать каждые два-три дня, при этом подобные регулярные процедуры будут отнимать у вас как минимум 15-20 минут вашего времени. Если пренебрегать систематическим расчесыванием этой собаки, то ее волосы спутаются таким образом, что без помощи ножниц их распутать уже не удастся.

Собака может испытывать дискомфорт летом из-за своей плотной шерсти, поэтому в эти периоды целесообразно обратиться за помощью к профессиональному грумеру. Объем линьки у этой породы варьируется от представителя к представителю, но в целом она линяет в умеренном объеме.

Дрессировка

Дрессировка шапендоеса обычно связана с минимальными трудностями, из-за его сообразительности и желанию угодить. Эта собака уже приобрела репутацию очень успешного участника различных видов собачьего спорта, включая соревнования на бег с препятствиями, состязания на послушания и флайбол. В руках компетентного и уверенного в себе дрессировщика она способна обучиться очень сложным командам и даже последовательностям команд.

В тоже время некоторые отдельные представители породы могут обладать достаточно упрямым характером, так что на их дрессировку потребуется значительно больше времени. В любом случае, обучение шапендоеса пойдет намного быстрее, если ваши дрессировочные методы будут включать мягкое поощрение в форме словесной похвалы и обильного количества его любимых лакомств.

Упражнения

Шапендоес привычен к очень тяжелой и длительной полевой работе, поэтому он нуждается в значительной физической активности, чтобы оставаться здоровым и полностью удовлетворённым жизнью. Он должен получать, по крайней мере, 45 минут интенсивной физической нагрузки каждый день. Естественно, эта собака, вероятнее всего, предпочтет свободный бег и игры на просторном, но надежно огороженном дворе простой прогулке.

При этом важно подчеркнуть, что эта порода гораздо менее энергична и настроена на рабочий лад, чем многие другие пастушьи породы. Поэтому средне-активная семья не встретит особых трудностей в удовлетворении ее потребности в упражнениях. Однако собака, которая лишена возможности дать выход своей излишней энергии, станет, вероятнее всего, гиперактивной, непослушной и нервной в домашней обстановке.

Рейтинг:
0

Dutch Schapendoes (Nederlandse Schapendoes)

Country of origin:
Height (cm):
Weight (kg):
Life span (years):
tri-color, blue gray, brown & white, gray & white, black & white, black
Hair length:
Recognized by:
FCI code:
Good with kids:
Pros Cons

  • wonderful family companion

  • friendly and sociable

  • great herder

  • a lot of grooming needed

  • sufficient exercise requirements


The Dutch Schapendoes (Dutch Sheepdog) is a long-haired herding breed, which was developed in the Netherlands, in particular in the provinces of Drent and Gelderland. This dog is well-known for its appealing look as well as for its vivacious and docile temperament. Until 50s of the XX century the vast majority of breed’s members served as working animals but today it’s primarily kept for companionship.


For numerous centuries the Dutch Schapendoes was utilised by poor illiterate Dutch farmers as a multifunctional herding dog. No wonder that its origin can’t be traced back with any amount of certainty. Nonetheless there are several assumptions as far as it concerns early stages of development of this breed. Some propose that its forebears were ancient Roman dogs, which found their way to the Netherlands through Belgium. Others put forward a theory that this breed descended from a long-haired sheepdog of the Germanic tribes (now-extinct Schafpudel), which inhabited these lands centuries ago.

It’s also believed that the Dutch Schapendoes is a more recent invention and was bred from English herding dogs, which were imported to this region by Dutch wool merchants who actively traded with their English colleges. Although the full truth will never be recovered it’s rather safe to suggest that the breed appeared as the result of repetitive crossings of various herding dogs from across Europe, like the Polish Lowland Sheepdog, the Puli, and the Bergamasco.

However the Dutch Schapendoes was originally produced, it quickly spread across its native Netherlands as a sheepherding dog. Local farmers trusted this dog with wide range of tasks and most of them involved handling sheep. With its thick waterproof coat it was perfectly adapted to wet and chilly conditions of its homeland. Moreover it had a biddable, extremely intelligent and responsive personality, which it owed to meticulous selective breeding of local breeders.

The breed thrived in the Netherlands until early XX century when it was partially supplanted by such more fashionable breed as the Border Collie. However its number remained fairly stable until the Second World War. Wartime was marked with significant drop in its population. Fortunately Nazi occupation aroused national patriotism across the Netherlands and the Dutch Schapendoes became one of the symbols of Dutch uniqueness. After the war the breed was finally granted formal recognition by Dutch Kennel Club in 1952. It was accepted as a distinct breed by the Fédération Cynologique Internationale (FCI) in 1971.

In the most recent history the charming shaggy appearance and sweet nature of the Dutch Schapendoes earned it significant following across Europe. More specifically, it’s now well-established in Denmark, Finland, France, Germany, Luxembourg, Norway, Sweden, and Switzerland. In 2005 it entered the AKC’s Foundation Stock Service (AKC-FSS). In 2006 the United Kennel Club (UKC) gave its official recognition to the Dutch Schapendoes. Over the years the breed evolved into a fabulous family companion and very few of its members serve today as sheep herders.


Until recently the Dutch Schapendoes quite successfully combined its herding duties with the role of a family dog. Nowadays it works almost exclusively as a sweet-natured, even-tempered and devoted household pet. This dog establishes tight bonds with every family member and feels separation with them very strongly. It usually becomes especially attached to children if it has been exhibited to their presence in an early age. It’s equally important to teach family children not to pull on the dog’s long hair.

The Dutch Schapendoes has never operated as a flock guardian so it’s virtually deprived of aggressive inclination. This purports that it will be polite and respectful in communication with strange people. Actually without proper training the dog can develop into an inappropriate greeter. Some of its specimens can be tasked with responsibilities of watchdogs and they will reliably warn their masters about the approach of an unfamiliar person. The breed is endowed with too sociably and amicable disposition to make a good guard dog.

The Dutch Schapendoes possesses much less dominative personality than the majority of Continental herding breeds. It enjoys spending time in the company of other dogs and will be happy to have a constant canine companion. Despite its good-naturedness it’s imperative to use proper caution when introducing two strange dogs to each other. Strong aggression toward non-canine animals can be rarely met in this breed as it has rather weak hunting instinct. It will definitely get along with a household cat or other pet if they have grown together. Anyway moderate amount of socialisation is a must for this dog if you plan to introduce it into the household with other pre-existing animal.

Health Problems

The most common problems for the breed include:

· eye problems;

· chronic ear infections;

· canine hip dysplasia;

· elbow dysplasia.


The Dutch Schapendoes requires sizable investment of efforts in its grooming. Its lavish long hair should be brushed every two to three days and this kind of regular routines will consume minimum 15 to 20 minutes of your time. Otherwise its hair will matt and tangle in such a way that it will be impossible to work them out without the assistance of scissors.

The dog can experience discomfort because of its thick coat in a summer so it would be wise to have it professionally groomed in these periods. The amount of shedding varies from dog to dog but it’s usually described as an average shedder.


The Dutch Schapendoes’s training commonly offers minimal difficulty because of its sharp mind and eagerness to pleasure. This dog has already acquired the reputation of a highly successful participant of various dogs’ sports including agility, competitive obedience, and fly ball. In the hand of a competent and confident handler it can learn extremely sophisticated commands and even sequences of commands.

At the same time some individual dogs can have a certain stubborn streak so their training may be quite time-consuming. Anyway, the Dutch Schapendoes learns at optimal speed if your training methods include mild encouragement in the forms of verbal praise and plentiful tasty treats.


The Dutch Schapendoes got used to very hard and prolonged work in the field so it needs significant physical stimulation to stay fully satisfied and properly fit. It should receive at least 45 minutes of strenuous physical activity every single day. Naturally this dog would rather prefer to run and play freely in some spacious but securely fenced yard.

It’s worth to emphasise though that this breed is noticeably less work-driven and active than many other herding dogs so averagely committed family will easily meet its exercise need. However the dog, which is deprived of essential outlets for its excessive energy, will most likely become nervous, hyperactive and disobedient indoors.