Якутская лайка

Страна происхождения:
Россия
Рост (см):
53-59
Вес (кг):
23-30
Продолжительность жизни (лет):
10-12
Окрас:
белый и любой пятнистый
Размер:
средний
Длина шерсти:
средняя
Порода признана:
RKF
Код МКФ:
Интеллект:
Отношение к детям:
Простота обучения:
Линька:
Сторож:
Адаптивность:
Аллергичность:
Нет
Скачать стандарт породы:
Плюсы Минусы

  • многофункциональная рабочая порода

  • дружелюбна

  • преданный компаньон

  • ласкова с детьми

  • требует большого количество физических упражнений

  • не подходит для проживания в квартире

  • независимо-мыслящая

Общая информация

Якутская лайка – невероятно выносливая, темпераментная и сильная ездовая собака родом из России, а более конкретно - из Якутской области. На протяжении тысяч лет эта собака играла решающую роль в выживании туземных народностей, населяющих суровые районы Крайнего Севера. Она до сих пор остается высокоэффективной универсальной рабочей собакой, хотя сегодня многие ее представители служат исключительно домашними питомцами.


Фото: yakut-laika.com

История породы

Якутская лайка представляет собой по-настоящему древнюю примитивную породу, зарождение которой восходит еще к временам первых опытов человека по одомашниванию волка. Археологические находки и современные методы анализа доказали, что предки породы уже существовали 7 000 - 8 000 лет назад. В экстремально суровых условиях Тундры и Полярной зоны езда на упряжных собаках являлись единственным доступным видом транспорта, так как собаки отличались нетребовательностью в питании и могли существовать на весьма скудной диете.

Якутская лайка была незаменима для жизни в подобной местности также из-за возможности ее универсального использования: собаки являлись источником высокопитательного белка и меха, их приносили в жертву в процессе религиозных ритуалов. Более того, она была на удивление умелой охотничьей собакой и проявляла недюжинные способности в охоте на разных видов местных некрупных животных.

Конечно, якутская лайка была, прежде всего, ездовой собакой, чья выносливость и неприхотливость сделали возможным осуществление многих географических экспедиций в районы Крайнего Севера. На самом деле, оба земных полюса были исследованы не без непосредственной помощи упряжных собак. Большинство американских исследователей Арктики полностью полагались на своих верных и выносливых лаек во время своих опасных путешествий.

Несмотря на древнее происхождение породы, ее первое подробное описание датируется 1633 годом, когда было впервые проделано морское путешествие от реки Лены. Впоследствии она заслужила неоднократные упоминания в российской литературе. Например, в первом томе «Географическо-статистического словаря Российской Империи», составленного Петром Семеновым в 1862 году, эта порода упоминается как исключительно эффективная охотничья и упряжная собака, являющаяся неотъемлемой частью повседневного быта коренных жителей Севера.

Вплоть до 60-х ХХ века езда на якутских лайках являлась предпочтительным способом зимнего передвижения в северных районах России, причем эта собака оставалась незаменимым помощником и компаньоном практически для каждой семьи в этих суровых краях. В последующие годы эти земли стали испытывать на себе эффект от глобальной индустриализации, так что традиционный собачий транспорт был по большей части вытеснен снегоходами и вертолетами. Российской правительство признало содержание собак экономически нецелесообразным для туземного населения, живущего натуральным хозяйством. Собаки безжалостно уничтожались в огромных количествах, а их организованное разведение было полностью заброшено.

В результате подобных гонений популяция якутской лайки сократилась от 33 000 особей в 1953 году до 30 чистопородных собак в конце 90-х годов ХХ века. В 1998 году несколько неравнодушных к судьбе породы российских граждан решили вложить свои время и усилия в ее возрождение. Для своей программы по выведению они отобрали только лучших ее представителей, которые и послужили основой сегодняшнего поколения этих собак в Якутии. На текущий момент положение якутской лайки не вызывает опасения, тем более что преданные фанаты-собаководы добились ее полного признания Российской кинологической федерацией (РКФ) в 2004 году.

Темперамент и характер

Веками якутская лайка служила незаменимым и верным помощником человека в условиях, где любое проявление слабости каралось смертью. К этой собаке в семье всегда относились с большим почтением и воспринимали ее не только как просто домашнее животное, а как полноправного ее члена. Эта означает, что из якутской лайки со временем сформировалась потрясающая собака-компаньон, преданная, жизнерадостная и покладистая. Эта порода демонстрирует чуткое и нежное отношение к детям, к которым она обычно особенно крепко привязывается. Тем не менее, ее дружелюбный нрав не исключает необходимости определенного количества социализации, которую следует начинать в раннем возрасте.

Якутская лайка немного сдержанна в общении с незнакомыми людьми, но в большинстве случаев она с восторгом воспринимает возможность приобрести нового партнера по играм. Агрессия по отношению к человеку считалась серьезным пороком для этой породы, поэтому заводчики основательно постарались исключить это нежелательное свойство из ее характеристик. Эта порода обладает чутким слухом и острым нюхом, что делает ее пригодной для работы сторожевого пса. Однако следует учитывать, что ее лай выражает лишь предвкушение от перспективы завести нового друга. Из-за своей приветливой натуры собака, вероятнее всего, окажется малоэффективной в роли охранного пса.

Якутская лайка выполняла свою работу упряжной собаки совместно с дюжиной своих сородичей, поэтому она вполне дружелюбно ведет себя в их обществе. Эта порода без сомнения предпочла бы жить вместе с одним или несколькими своими собратьями на постоянной основе. Ее также можно без проблем ввести в дом с уже существующей там собакой, хотя это следует делать с должной аккуратностью. Второй по значимости обязанностью этой собаки была охота, и она до сих пор сохраняет сильный охотничий инстинкт. Поэтому ее общение с другими животными небольшого и среднего размера никогда не должно проходить без присмотра. Якутская лайка, вероятнее всего, поладит с домашней кошкой, если они воспитывались вместе.

Здоровье

К наиболее распространенным болезням породы относятся:

· глазные заболевания;

· проблемы с пищеварительной системой.

Уход за собакой

Будучи рабочей собакой, якутская лайка нуждается в минимальном уходе. Владелец должен расчесывать ее шерсть на еженедельной основе, чтобы предотвратить ее спутывание и образование в ней колтунов. У этой породы практически отсутствует специфический собачий запах.

В остальном якутская лайка требует вполне стандартного ухода, заключающегося в регулярной стрижке когтей, чистке ушей и зубов.

Дрессировка

Дрессировка якутской лайки является приятной и легкой задачей, благодаря ее послушному характеру и высокому интеллекту. Эта собака проявляет сильную склонность к независимому мышлению и поэтому не будет следовать командам дрессировщика, если не доверяет ему на все 100%. Работа в качестве ездовой собаки относится к врожденным талантам этой породы, поэтому она нуждается в самой базовой дрессировке в этом отношении.

Якутская лайка привыкла искать совета и руководства у человека, но при этом она плохо отзывается на методы обучения, основанные на жесткой коррекции. Эта собака работает гораздо охотнее, если процесс обучения основан на положительном подкреплении и вкусных лакомствах. Как и в случае с любой другой собакой, якутская лайка должна научиться определенным нормам и правилам поведения в человеческом обществе, так что начальный курс дрессировки на послушание является для нее обязательным.

Упражнения

Якутская лайка характеризуется невероятной выносливостью и энергичным нравом, поэтому ей будет недостаточно ежедневной короткой прогулки. С ней следует гулять в активном темпе, по крайней мере, на протяжении часа каждый день. Однако и этого будет недостаточно, чтобы сделать ее полностью счастливой, так как она, несомненно, нуждается в регулярной возможности потратить излишки энергии в свободном беге. Эта собака идеально подходит для загородного дома с просторным двором, где у нее будет возможность вдоволь погулять и поиграть.

Якутская лайка не станет лучшим выбором для очень занятых людей, которые не планируют посвящать достаточно времени активным занятиям со своей собакой. Представитель породы, который не находит выхода своей кипучей энергии в физических упражнениях, будет демонстрировать свое недовольство жизнью беспричинным лаем, разрушительной деятельностью и другими видами нежелательного поведения.

Рейтинг:
0

Yakutian Laika

Country of origin:
Height (cm):
Weight (kg):
Life span (years):
white or any with patches
Hair length:
Recognized by:
FCI code:
Good with kids:
Pros Cons

  • versatile working dog

  • friendly

  • devoted companion

  • gentle with children

  • excessive exercise requirements

  • not for an apartment living

  • independent-minded


The Yakutian Laika is an incredibly tough, temperamental and tenacious sled dog native to Russia and more specifically to Yakutian region. For thousands of years this dog was the mean for survival of the indigenous people of treacherous territories of Far North. It still remains a highly effective all-purpose working dog although lots of its specimens are turned into solely family pets.

Photo: yakut-laika.com


The Yakutian Laika is a truly ancient primitive breed, which development goes back to the time of early domestication of a wolf. Archaeological findings and modern analysis showed that progenitors of the breed had already existed 7 000-8 000 years ago. In the extreme severe conditions of the Tundra and Polar Zone sled dogs were the only mean of transportation because they were quite undemanding in feeding and could get by with an unbelievably scanty diet.

The Yakutian Laika was also indispensable due to its universal usage: dogs were the source of nourishing proteins and pelts; they were sacrificed in the process of religious rituals. The breed was also an accomplished hunter and was capable of tracing and killing a wide variety of local small mammals.

The Yakutian Laika was first and foremost a sled dog, which endurance and stamina made possible lots of geographic expeditions to the Far North. Actually both Earth poles were explored with assistance of draft dogs. The majority of American explorers of the Arctic heavily relied on their Laikas in their challenging trips.

Despite its ancient background the breed was first mentioned in written records only in 1633 when the first marine voyage from the Lena River was accomplished. Thereafter it earned multiple references in Russian literature. For example, in the first volume of the «Geographic Statistical Dictionary of Russian Empire» (P. Semenov, 1862) it was described as a highly treasured hunting and draft dog and an essential part of the everyday life of aboriginal people.

Up until 60s of the XX century the Yakutian Laika provided preferable way of winter transportation in northern areas of Russia as well as it remained an indispensable helper and companion of almost every family in these regions. In later years these lands started to experience the effect of global industrialisation and traditional canine transport was mostly supplanted by snowmobiles and helicopters. The Russian government acknowledged the breed as no longer essential in self-sustained households of indigenous folks. The dogs were ruthlessly exterminated in great numbers and systematic breeding was completely abandoned.

As the result of this prosecution the population of the Yakutian Laika reduced from 33 000 in 1953 to just nearly 30 high-quality specimens by the end of the 90s of XX century. In 1998 a few enthusiasts decided to invest their time and efforts in the revival of the breed. For the breeding program they carefully selected only best members, which became the foundation of a modern line of the breed in Yakutia. The position of the dog has been fully secured as soon as its loyal breeders attained the recognition by the Russian Kynological Federation (RKF) in 2004.


For centuries the Yakutian Laika was an irreplaceable and faithful assistant of a man in the conditions where the slightest demonstration of weakness was punished with death. It always received respectful attitude from its human family, which treated it as its member rather than a simple domestic animal. This means that it developed into a fabulous companion dog, devoted, lively and biddable. The breed is extremely gentle and considerate with children to whom it commonly establishes especially tight bonds. Nevertheless its friendly nature doesn’t exclude the necessity of certain amount of socialisation, preferably in the early age.

The Yakutian Laika is slightly reserved with unknown people but in the most cases it’s excited to acquire a new playmate. Human aggressiveness was considered by dogs’ breeders as a major fault and was meticulously eliminated from its characteristics. The breed is endowed with very sensitive nose and ears, which make it rather capable watchdog. However its barking is no more than a mean to show its anticipation of the perspective of making a new acquaintance. This dog will most probably fail in the role of a guardian because of its friendly nature.

The Yakutian Laika used to pull a narta (sled) in close collaboration with dozens of other dogs so it’s quite accepting of other dogs. The breed surely prefers to have one or several constant canine companions. It can be introduced with few issues to the household with pre-existing dog, although it should be performed with necessary caution. The second primary duty of this breed was hunting and it preserves much of its prey drive. That’s why its communication with other small and average animals should never go unsupervised. The Yakutian Laika will most likely get on with a home cat if they have been reared together.

Health Problems

The most common problems for the breed include:

· eye problems;

· problems with digestive system.


As a working dog the Yakutian Laika should receive minimal grooming. The owner should brush this dog on a weekly basis to get rid of possible matts and tangles in its coat. Its hair actually repels dirt and requires additional washing only when it’s absolutely necessary. This breed is virtually deprived of specific doggy odour.

The rest includes such common care practices as nail trimming, ears’ cleaning and teeth brushing.


The Yakutian Laika’s training is rather a pleasant and easy task thanks to its biddable nature and keen intelligence. This dog has strong inclination to independent thinking so it won’t follow the handler’s orders unless it fully trusts him. Pulling a sled is an inborn talent of this breed and it needs insignificant training in this respect.

The Yakutian Laika got used to seek human leadership and guidance but it doesn’t respond well to corrective training techniques. It works more eagerly if learning process is based on positive reinforcement and tasty treats. As with any other dog, the Yakutian Laika should learn certain rules and norms of decent behaviour in human society so elementary obedience training is imperative.


The Yakutian Laika is characterised with amazing stamina and vitality and won’t be satisfied with a short daily walk. Its exercise regimen should include a brisk walk of at least an hour long. However it’s not enough to make this breed totally happy because it surely needs a daily opportunity to expend its energy in a free run. The dog fits ideally for the country house with a roomy yard where it will be able to move and play to its heart content.

The Yakutian Laika is ill-suited for extremely busy people who don’t plan to dedicate appropriate amount of their time in active pastime with their canine friends. The specimen, which lacks outlets for its energy, will get bored and will demonstrate its displeasure with unreasonable barking, hyperactivity, destructiveness and other types of unwanted behaviour.