Финская лопарская собака (Финский лапхунд, Суоменлапинкойра)

Страна происхождения:
Финляндия
Рост (см):
41-52
Вес (кг):
15-24
Продолжительность жизни (лет):
12-14
Окрас:
любой; основной цвет должен доминировать
Размер:
средний
Длина шерсти:
длинная
Порода признана:
FCI, ANKC, DRA, NAPR, AKC
Код МКФ:
189
Интеллект:
Отношение к детям:
Простота обучения:
Линька:
Сторож:
Адаптивность:
Аллергичность:
Нет
Скачать стандарт породы:
Плюсы Минусы
  • одинаково привязывается ко всем членам семьи        
  • любит детей
  • хороший сторож и пастух
  • великолепный компаньон
  • сильно линяет
  • необходимо значительное количество ежедневных упражнений
  • не подходит для проживания с маленькой городской квартире

Общая информация
Финский лапхунд – подвижная собака среднего размера типа «шпиц», которая впервые появилась в северных частях Финляндии. Она служила незаменимым компаньоном для саамского народа с незапамятных времен и высоко ценилась им за свою универсальность и приятный нрав. В настоящие дни эта порода обычно занимает верхние позиции в списках самых популярных собак-компаньонов на своей родине.

История породы
Финская лопарская собака ведет свое происхождение непосредственно от шпицеподобных собак, которые существуют в северной Скандинавии, по крайней мере, на протяжении 6 000 лет. Эти собаки приносили огромную пользу местным племенам, известным как саамы. Эти люди на протяжении большей части своей истории жили как охотники-собиратели и только после Х века нашей эры они постепенно стали привыкать к оседлости. Саамы использовали предков финского лапхунда для охоты на северного оленя, медведя, лося, а также других крупных животных, а также эти собаки также с успехом охраняли временные стоянки саамских племен. Постепенно коренное население стало заниматься разведением и выпасом северных оленей – тех животных, которые ранее служили добычей. Саамские собаководы принялись намеренно выводить собак, которые подошли бы для выполнения пастушьих обязанностей. В итоге была получена собака, которая обладала замечательной выносливостью и сообразительностью, то есть она была способна работать на одной из самых труднопроходимых местностей на Земле.

Чистокровность финского лапхунда оставалась неприкосновенной вплоть до XVI и XVII веков, так как саамы максимально избегали всяческих контактов с другими народностями. Тем не менее, и в дальнейшем на развитие этой породы крайне незначительное влияние оказывали другие собаки, по крайне мере, до тех пор, пока большая часть туземного населения предпочитала вести полукочевой образ жизни и использовала своих собак только для работы. Ситуация стала меняться к 30-м годам ХХ века, когда и этих изолированных территорий достигли такие современные изобретения, как снегоходы и железные дороги. В регион стало завозиться все больше иностранных собак, которые также принесли с собой некоторые серьезные заболевания. Финская лопарская собака оказалась беззащитной перед лицом этих инфекций, и огромное количество представителей породы погибло в результате нескольких вспышек чумки и других видов собачьих болезней.

Финская лопарская собака могла бы и вовсе перестать существовать как порода, если бы несколько шведских и финских заводчиков не приняли бы активного участия в ее судьбе. В 30-х годах ХХ века они прочесали всю страну, пытаясь отыскать чистокровных и высококачественных представителей породы, необходимых для их программы разведения. В итоге собаководы разделились на три группы, каждая из которых отдавала предпочтение какой-либо одно специфической характеристике финского лапхаунда. К 1966 году стало очевидно, что существует две отдельные разновидности шерсти у этой породы, поэтому две отдельные породы были официально зарегистрированы в финском клубе собаководства. Таким образом, собака с более длинной шерстью получила свое соврменное название: финский лапхунд.

Сегодня эта порода в основном содержится в качестве ласковой и добродушной собаки-компаньона, и она очень популярна в этой роли в скандинавских странах. Хотя финская лопарская собака крайне редко встречается за пределами этого региона, она была официально зарегистрирована в двух уважаемых клубах собаководства. Объединенный клуб собаководства (United Kennel Club) признал породу в 1988 году, а признание Американского клуба собаководства (American Kennel Club) последовало в 2011 году.

Темперамент и характер
Финский лапхунд является общительной и подвижной собакой, которая обожает получать ласку и внимание от своего хозяина. Несмотря на тот факт, что некоторые особи склонны к сдержанности в проявлении своих чувств, большинство этих собак по-настоящему сильно привязываются к своей семье. Более того, эта порода склонна любить всех членов семьи одинаково. Она исключительно хорошо ладит с детьми и даже предпочитает их компанию любой другой. Несомненно, она нуждается в надлежащем воспитании, чтобы научиться обращаться с ребенком с должной осторожностью и терпением.

Финская лопарская собака обычна всегда открыта новым знакомствам и также известна своей особенностью излишне эмоционально выражать свою радость при встрече с незнакомым человеком. Правда, эта собака все же нуждается в корректной социализации с незнакомыми людьми, в противном случае она склонна становится беспричинно беспокойной или робкой в их присутствии. Из нее может получиться вполне приличная сторожевая собака, которая будет всегда вовремя предупреждать о приближающемся госте. Использование этой дружелюбной породы в качестве охранного пса обречено на провал, так как она скорее будет радостно приветствовать взломщика, чем пойдет с ним на конфликт.

Дела обстоят не так хорошо, когда дела касается отношения финского лапхунда к другим собакам. Для кобелей этой породы, как правило, характерно проявление агрессивного поведения по отношения к сородичам того же пола. Поэтому было бы разумно не содержать в одном доме двух кобелей финской лопарской собаки. В целом, эта порода терпимо относится к другим животным, хотя некоторые представители отличаются довольно сильным охотничьим инстинктом и могут гонять бездомных кошек и других животных. Однако, весьма вероятно, что ваша собака будет уважительно относиться к домашней кошке, с которой она вместе жила с раннего возраста.

Здоровье
К наиболее распространенным болезням породы относятся:

• проблемы с глазами;
• дисплазия тазобедренного сустава;
• дисплазия локтевого сустава.
Уход за собакой


Длинная шерсть финской лопарской собаки нуждается в умеренном уходе. Естественно, ее необходимо расчесывать каждые два-три дня. В летний период удобнее регулярно сбривать шерсть собаки, что может с легкостью сделать сам ее хозяин. Эту породу рекомендуется купать нечасто и только когда это действительно необходимо. Финский лапхунд линяет круглый год. Интенсивность линьки резко увеличивается во время смены сезонов, когда собака полностью сбрасывает весь свой подшерсток.

Дрессировка
Финский лапхунд любит учиться и поэтому его дрессировка не представляет больших трудностей. Эта собака отличается желанием угодить своему хозяину и способна достичь выдающихся результатов в практически любом виде собачьего спорта, включая соревнования на послушание, состязания на бег с препятствиями и фрисби. Однако, она не настолько послушна и податлива в обучении, как лабрадор ретривер, и нуждается в сильном и уверенном в себе дрессировщике, который будет способен максимально реализовать потенциал данной собаки.

Более того, некоторые отдельные представители породы могут проявлять упрямство и иногда даже становятся по-настоящему своенравными. Финская лопарская собака лучше всего реагирует на методы дрессировки, основанные на стимулировании едой и добрым словом. Крик и жесткие техники только сделают из нее запуганное и нервное животное, которое будет полностью игнорировать все ваши команды.

Упражнения
Финский лапхунд закален веками работы в самой суровой местности Финляндии, которая по праву считается одной из самых труднопроходимых на земле. Поэтому вполне очевидно, что эта собака обладает практически неистощимыми запасами энергии и нуждается в значительном количестве упражнений, чтобы чувствовать себя счастливой.

Финская лопарская собака с радостью составит вам компанию в ежедневной пробежке или велосипедной прогулке и будет без устали бежать рядом долгими часами. В любом случае, она должна получать, по крайней мере, час бодрой прогулки ежедневно, иначе она превратиться в несносное существо, деструктивное, нервное и непослушное.
Рейтинг:
0

Finnish Lapphund (Suomenlapinkoira)

Country of origin:
Finland
Height (cm):
41-52
Weight (kg):
15-24
Life span (years):
12-14
Colour:
any; basic colour must be dominant
Size:
average
Hair length:
long
Recognized by:
FCI, ANKC, DRA, NAPR, AKC
FCI code:
189
Intelligence:
Good with kids:
Trainability:
Shedding:
Watchdog:
Adaptability:
Allergy:
No
Pros Cons
  • forms equally strong bonds with all family members
  • loves children
  • great herder and watchdog
  • excellent companion
  • heavy shedder
  • requires a lot of daily exercises
  • doesn't suit for living in a small apartment

Overview
The Finnish Lapphund is a nimble average-size Spitz-type dog, which initially appeared in the Northern parts of Finland. It served as an indispensable companion for the Sami folk from time immemorial and it was highly treasured for its versatility and pleasant nature. Nowadays the breed is usually placed in the top ten most preferable companion dogs in its homeland.

History
The Finnish Lapphund descended directly from the Spitz-type dogs that inhabited Northern Scandinavia for at least 6 000 years. These dogs were extremely useful for local tribes, which are known as the Sami people. This folk lived primarily as hunter-gatherers and they didn’t quite settled until well after X A.D. They used the forefathers of the Finnish Lapphund to hunt reindeer, bear, moose, and other large animals but these dogs also were highly effective as guardians of temporary camps. Gradually the indigenous people started to herd the reindeer, which they had formerly killed in a hunt. The Sami breeders were determined to develop specific talents in the dog, which would be favourable for its role as a herder. The resulting dog was endowed with excellent endurance and quick-wittedness and was able to work in some of the toughest environment in the world.

The purity of the Finnish Lapphund remained intact until the XVI and XVII centuries since the Sami people avoided contacts with other nationalities as much as possible. Nevertheless the breed later experienced very little influence from foreign dogs at least as long as the majority of indigenous people preferred to live as semi-nomadic herders and used their dogs solely for working purposes. This situation began to change by the 30s of the XX century when such modern inventions as snowmobiles and railroads were introduced to these isolated territories. Foreign breeds were imported to the region in quantity and brought some serious illnesses with them. The Finnish Lapphund was unprotected by innate immunity from these infections and huge number of dogs was mowed down by several outbreaks of distemper and other types of illnesses.

The Finnish Lapphund would have died out entirely if some Swedish and Finnish breeders hadn’t taken active part in the fate of this dog. In the 30s of the XX century they combed the whole country in an attempt to find pure-blooded and high-quality specimens for their breeding program. The breeders divided into three groups each of which gave preference to some definite characteristics of the Sami dogs. Eventually they drew to a conclusion about a necessity of a common standard for the Finnish Lapphound. By 1966 it became evident that two distinct varieties of the coat existed in the breed so two unique breeds were officially registered by the Finnish Kennel Club. Thus the dog with longer coat was granted its current name, the Finnish Lapphund.

Nowadays the breed primarily enjoys life of a good-natured and affectionate family companion and it is very popular in this role in Scandinavian countries. Although the Finnish Lapphund is extremely rare outside this region it has the recognition of two most reputable kennel clubs. The United Kennel Club (UKC) fully acknowledged the breed in 1988 and the recognition of the American Kennel Club (AKC) followed in 2011.

Temperament
The Finnish Lapphund is an amiable and lively dog, which craves for attention and caress of its owner. Despite the fact that some specimens can be rather discreet in demonstration of their feelings most dogs develop truly close connection with the people they love. Moreover this breed is prone to establish equally tight bonds with all family members. The Finnish Lapphund gets on exceptionally well with children and actually greatly prefers their company. Undoubtedly it needs to learn basic manners in order to treat a child with appropriate carefulness and patience.

The Finnish Lapphund is usually very open to new acquaintances and has reputation of inappropriate greeter. This dog does require socialisation around unfamiliar people otherwise it’s apt to become unreasonably anxious or timid in their presence. It can make a really capable watchdog, which will warn its owner about a newcomer in the house timely and reliably. This friendly breed will most probably fail as a guard dog because it would rather happily greet an intruder than come into a conflict.

The matters don’t stand so well as far as the communication of the Finnish Lapphund with other canine concerns. Male specimens are notable for aggressiveness towards other dogs of the same sex. So it would be wise to keep male Finnish Lapphund with only a female dog. On the whole the breed is tolerable to non-canine animals though some specimens possess quite a powerful prey drive and may harass street cats and other species. It’s most likely that this dog will treat a home cat respectfully if they have been living together since its puppyhood.

Health Problems
The most common problems for the breed include:

• eyes problems;
• canine hip dysplasia;
• elbow dysplasia.

Grooming

The long coat of the Finnish Lapphund requires moderate amount of care. Naturally it should be brushed every two or three days. In summer season it’s much more convenient to have this dog regularly shaved and this procedure can be easily done by the owner himself. The breed should be bathed infrequently and just when it’s completely necessary. The Finnish Lapphund sheds yearlong. The amount of shedding greatly increases when the season changes and the dog completely looses its undercoat.

Training
The Finnish Lapphund is rather keen on learning so its training won’t cause much difficulty. The dog likes to please its owner and it’s able to achieve outstanding success in almost any kind of canine sport, including obedience, agility, and Frisbee. However it’s not as biddable as the Labrador Retriever and requires strong and assertive trainer in order to fulfil its potential to the maximum. Furthermore some individual dogs can be really stubborn and sometimes even plainly wilful.

The Finnish Lapphund responds better to training methods, which are based on food incentives and kind words. The screaming and abusive techniques will only result in an intimidated and nervous dog, which will totally ignore all of your commands.

Exercise
The Finnish Lapphund was hardened by centuries of working in the harshest terrains of Finland, which are fairly regarded as most challenging on this planet. That’s why it’s quite evident that this dog possesses virtually inexhaustible supply of energy and needs an impressive amount of exercise in order to feel itself fully satisfied.

The Finnish Lapphund will willingly join you in your daily jog or bicycle ride and will tirelessly run besides you for hours on end. Anyway it should receive at the very least an hour of brisk walk each and every day otherwise it will turn into a nasty creature, destructive, nervous and disobedient.
Rating:
0