Португальская овчарка (Кao да Cерра де Эйрес)

Страна происхождения:
Португалия
Рост (см):
42-55
Вес (кг):
17-27
Продолжительность жизни (лет):
11-13
Окрас:
серый, жёлтый, коричневый, палевый, волчье-серый
Размер:
большой
Длина шерсти:
длинная
Порода признана:
FCI, NKC, APRI, ACR, DRA, AKC/FSS, CKC
Код МКФ:
93
Интеллект:
Отношение к детям:
Простота обучения:
Линька:
Сторож:
Адаптивность:
Аллергичность:
Нет
Плюсы Минусы

  • великолепная рабочая порода

  • отличный охранник

  • умна

  • на удивление легко ухаживать

  • не любит незнакомцев

  • доминантна

  • необходимо значительное количество умственной и физической стимуляции

  • не для проживания в городской квартире

Общая информация

Португальская овчарка (Као да Серра де Эйрес) – умная, выносливая и искусная пастушья собака родом из южной Португалии. На протяжении ХХ века она разводилась практически исключительно для служебных целей, но в последнее десятилетие она заслужила широкое признание в качестве собаки-компаньона в европейских странах. Эта порода носит прозвище «Cao Macaca» (као макака), или собака-обезьяна, так как ее морда чем-то напоминает обезьянью.

История породы

Као да Серра де Эйрес является достаточно новой породой, история которой начиналась в южных и центральных частях Португалии около ста лет назад. Несмотря на свой юный возраст, происхождение этой породы остается предметом спекуляций и догадок ввиду отсутствия на этот счет точных свидетельств. На сегодняшний момент принято считать, что она была выведена в начале ХХ века графом де Кастро Гимарайнш (Castro Guimarães). До сих пор не выяснено, какой именно по счету носитель данного титула несет ответственность за развитие породы, но с большой вероятностью можно предположить, что это был именно первый обладатель титула, а именно Мануэль Игнасио де Кастро Гимарайнш (Manuel Ignacio de Castro Guimarães).

Граф был владельцем нескольких бриаров, привезенных им из Франции, чтобы следить за выпасом его стад овец. Эта порода была на очень хорошем счету в качестве пастушьей собаки в течение 10-х и 20-х годов ХХ века и имела широкое распространение по всей Европе. Бриары графа демонстрировали превосходные пастушьи навыки, однако у них были трудности с адаптацией к жесткому климату и скалистой местности Португалии. Чтобы улучшить их рабочие качества, граф случил своих собак с местными пиренейскими пастушьими породами, среди которых, вероятнее всего, были каталонская овчарка и пиренейская овчарка.

Не зависимо от того, как португальская овчарка была выведена, молва об ее исключительной выносливости и сообразительности быстро распространилась по всей ее родине. Поэтому к концу 20-х годов ХХ века она стала широко известной как в португальских высокогорьях, так в соседнем регионе Алентежу (Alentejo). Порода в основном использовалась для управления стадами овец, но от случая к случаю ей поручали работать с крупным рогатым скотом и другим видами домашних животных. Ее особо ценили за способность успешно справляться со своими обязанностями даже в самых суровых погодных условиях, а также за трудолюбие и выносливость.

Португальская овчарка получила официальное признание Португальского клуба собаководства (Portuguese Kennel Club) в 1932 году. Португалии удалось избежать активного участия в Первой мировой войне, а во Вторую мировую войну она и вовсе не позволила себя втянуть. Это означает, что невзгоды военного времени не затронули породу, и ее численность не испытала практически никакого упадка.

Тем не менее, к концу 70-х годов ХХ века, ее будущее уже не выглядело столь радужным, как в предыдущие десятилетия. Как только современные технологии проникли в сельскохозяйственную промышленность, потребность в пастушьих собаках резко упала и Као да Серра де Эйрес внезапно превратилась в редкую породу. В этот период несколько обеспокоенных подобной ситуацией заводчиков объединили свои усилия, чтобы спасти ее от полного исчезновения. Их усердная работа была вознаграждена и в 1996 году Международная кинологическая федерация (FCI) полностью признала португальскую овчарку. В 2006 году Объединенный клуб собаководства (United Kennel Club) также официально признал эту породу.

В последние годы все большее число португальских овчарок было экспортировано из Португалии в другие страны. В Европе она содержится исключительно в качестве домашнего питомца или выставочной собаки, при этом за пределами своей родины она остается довольно малоизвестной. В высокогорьях Португалии значительное количество представителей породы до сих пор занимаются своим исконным делом – пасут овец.

Темперамент и характер

Португальская овчарка, по сути, создавалась исключительно в качестве рабочей собаки и ее индивидуальные черты идеально подходят для этой роли. Однако в последнее два десятилетия заводчики стремятся сделать темперамент породы более послушным и мягким, чтобы удовлетворить растущий спрос на нее в качестве домашнего питомца. Португальская овчарка знаменита своей беспредельной преданностью своей семье, при этом она имеет склонность выбирать своим хозяином только одного человека, особенно если тот преимущественно занимался ее воспитанием. Эта непоседливая и жизнерадостная собака отлично ладит со знакомыми детьми, хотя она слишком энергичная и бойкая, чтобы стать подходящим партнером по играм для совсем маленького ребенка.

Португальской овчарке свойственно проявлять сдержанность и недоверчивость в присутствии незнакомцев. Своевременная и обширная социализация является обязательной для этой породы, в противном случае агрессия по отношению к чужим людям может превратиться в серьезную проблему. Эта собака обычно демонстрирует хорошо развитый защитнический инстинкт, который позволяет ей стать вполне неплохой сторожевой собакой. Эта порода наделена достаточной силой и желанием охранять свою семью, так что ее можно обучить в превосходную охранную собаку.

Португальская овчарка обычно вежливо относится к другим собакам и способна сравнительно беспроблемно жить в одном доме со своими сородичами. Тем не менее, порода склонна искать доминантного положения в компании других псов, причем данная особенность гораздо значительнее выражена в мужских особях, нежели в женских. Эта собака отличается слабо выраженным охотничьим инстинктом, но она должна быть приучена к обществу других животных с раннего возраста. Следует учитывать, однако, что без надлежащей социализации отдельные представители породы могут вырасти в грозу всех местных дворовых кошек.

Здоровье

К наиболее распространенным болезням породы относятся:

· дисплазия тазобедренного сустава;

· дисплазия локтевого сустава;

· вывих коленной чашечки;

· проблемы с глазами;

· гастрэктазия – заворот кишок;

· гиперлипопротеинемия;

Уход за собакой

Португальская овчарка обладает длинной густой шерстью, которая, как не удивительно, нуждается в незначительном уходе. Имейте в виду, что слишком усердное расчесывание может испортить все обаяние естественного, слегка простоватого образа этой собаки, поэтому к этой процедуре следует прибегать лишь по необходимости. Колтуны и спутанности иногда появляются в ее шерсти, но распутывать их желательно вручную.

Уши собаки следует проверять и очищать на регулярной основе. Португальскую овчарку следует купать нечасто, чтобы вода не смывала с поверхности ее волос натуральные кожные масла.

Дрессировка

Португальская овчарка хорошо известна своей сообразительностью и желанием угодить. Эту породу можно практически без усилий обучить очень сложным приемам работы с домашним скотом. Она обычно добивается невероятных успехов в таких видах собачьего спорта, как соревнования на послушание и состязания на бег с препятствиями.

Однако эту собаку отличает доминантный характер, поэтому она не будет охотно учиться у нерешительного или робкого дрессировщика. Владелец собаки должен заслужить ее уважение и покорность с помощью строгого, но справедливого обращения. В то же время следует избегать излишней жестокости во время занятий с этой породой, так как она лучше всего реагирует на словесное поощрение и съедобные стимулы.

Упражнения

Будучи трудолюбивой и очень смышленой рабочей собакой, португальская овчарка нуждается в значительном количестве упражнений как для тела, так и для ума. Эта собака будет благодарна возможности пройти курс обучения бегу с препятствиями продвинутого уровня, однако она ничего так не желает, как реализовать свои истинное предназначение пастуха овец. Если вы планируете содержать эту породу исключительно в качестве домашнего питомца, то приготовьтесь проводить, по крайней мере, час вашего ежедневного времени в прогулках и играх с вашей собакой.

Португальская овчарка не будет чувствовать себя комфортно в маленькой городской квартире, так как нуждается в значительном жизненном пространстве, предпочтительней в виде большого, надежно огороженного двора. Собака, которая обделена количеством необходимой ей физической активности, обычно проявляет ряд нежелательных склонностей в своем поведении, включая гиперактивность, стремление к разрушительной деятельности, беспричинный лай и агрессивность.

Рейтинг:
0

Portuguese Sheepdog (Cão da Serra de Aires)

Country of origin:
Portugal
Height (cm):
42-55
Weight (kg):
17-27
Life span (years):
11-13
Colour:
grey, fawn, wolf-grey, yellow
Size:
large
Hair length:
long
Recognized by:
FCI, NKC, APRI, ACR, DRA, AKC/FSS, CKC
FCI code:
93
Intelligence:
Good with kids:
Trainability:
Shedding:
Watchdog:
Adaptability:
Allergy:
No
Pros Cons

  • excellent working dog

  • intelligent

  • surprisingly easy to groom

  • great guardian

  • doesn’t like strangers

  • dominant

  • requires sufficient amount of physical and mental stimulation

  • not for a city dweller

Overview

The Portuguese Sheepdog (Cão da Serra de Aires) is a bright, sturdy and accomplished sheep herding dog with homeland in Southern Portugal. It was bred virtually exclusively for working purposes during the XX century but in recent decade it earned sizeable recognition as a companion dog in European countries. The breed was nicknamed the Cao Macaca, or the Monkey Dog, since its muzzle bears resemblance to that of a monkey.

History

The Cao da Serra de Aires is a fairly newly created breed, which story began in southern and central regions of Portugal nearly 100 years ago. Despite its young age the breed’s origin is the matter of speculation rather than the concrete evidences. Nowadays it’s universally accepted that it was invented in the beginning of the XX century by the Conde de Castro Guimarães (Count of Castro Guimarães). It remains unclear though, which carrier of the title is responsible for development of the breed, but it’s safe to assume that the first, Manuel Ignacio de Castro Guimarães.

The count owned several Briards brought from France to look after his sheep herds. This breed was in good repute as a sheep herder during 10s and 20s of the XX century and was widely spread throughout Europe. The Briards of the count demonstrated excellent herding skills but they had problems in adaptation to rigorous mountainous climate and cliffy terrain of Portugal. To enhance their working abilities the count mated his dogs with local Iberian herding breeds, probably the Catalan Sheepdog and the Pyrenean Shepherd.

Regardless of how the Portuguese Sheepdog was developed the rumours of its stamina and intelligence quickly disseminated across its homeland. That’s why by the end of 20s of the XX century it became widely known in highlands as well as in the neighbouring region of the Alentejo. The breed was mostly utilised to manage sheep, but it was occasionally charged with herding and driving cattle and other livestock. It was extoled for its capability to operate in the most severe weather conditions as well as for its robustness and endurance.

The Portuguese Sheepdog obtained official acceptance by the Portuguese Kennel Club in 1932. Portugal escaped active participation in World War I and it wasn’t dragged into World War II at all. This purports that the breed wasn’t affected by wartime hardships and its population experienced virtually no decrease.

Nevertheless by the end of the 70s of XX century its future hadn’t already looked as bright as previously. As modern technology entered agricultural industry herding dogs became less necessary and the Cao da Serra de Aires suddenly became extremely rare. At that point several concerned breeders unified their efforts to rescue the breed from complete extinction. Their hard work paid off and in 1996 the Fédération Cynologique Internationale (FCI) gave its full recognition to this dog. In 2006 the United Kennel Club (UKC) granted its formal acceptance to the breed.

In the recent years increasing numbers of the Portuguese Sheepdog have been brought to other countries. In Europe it is owned solely for a companionship and as a show dog although outside of its homeland the breed remains barely known. In highlands of Portugal quite a few specimens keep performing their original duties of a sheepherder.

Temperament

The Portuguese Sheepdog was in essence designed specifically as a working dog and its personal traits match perfectly to this role. However in the last two decades its breeders strived to make its temperament softer and more biddable in order to satisfy increasing demand in this breed in a role of a family dog. The Portuguese Sheepdog is renowned for an outmost loyalty to its human family but it’s highly prone to become a one-person dog especially if reared by a single individual. This frisky and high-spirited dog is generally fine with familiar children although it’s too vigorous and rumbustious to become a suitable playmate for a toddler.

The Portuguese Sheepdog has a strong tendency to be standoffish and distrustful in the presence of strangers. Timely and extensive socialisation is imperative for this breed otherwise human aggressiveness can become a real issue. This dog usually demonstrates a well-developed protective instinct, which makes it a rather acceptable watchdog. The breed has both enough power and desire to guard its family and territory and can be tasked into an excellent guard dog.

The Portuguese Sheepdog is usually quite polite with other canines and can live with another dog with relatively few issues. Nonetheless the breed is predisposed to seek for a dominant stance in the company of other dogs and this feature is commonly much more pronounced in males than females. This dog possesses rather week hunting drive but it certainly needs to get accustomed to the existence of other creatures since an early age. At the same time some individual specimen may develop into passionate cat chaser without timely and vast socialisation.

Health Problems

The most common problems for the breed include:

· canine hip dysplasia;

· elbow dysplasia;

· patellar luxation;

· eye problems;

· gastric dilatation – volvulus;

· hypolipoproteinemia.

Grooming

The Portuguese Sheepdog has long lavish coat, which needs surprisingly insignificant amount of care. Be mindful that too much brushing can spoil naturally rustic appearance of this dog so it should be brushed rather semi-regularly. Tangles and matts do appear occasionally in its hair but it’s better to work them out manually.

The dog’s ears should be inspected and cleaned on a regular basis. The Portuguese Sheepdog should be bathed rather infrequently to evade washing off natural body oils.

Training

The Portuguese Sheepdog is well-known for its quick-wittedness and desire for learning. The breed can be taught very sophisticated herding behaviour with minimal efforts. It commonly achieves incredible success in canine sports as competitive obedience and agility.

However, this dog is characterised with dominative nature and won’t be eager to learn and please if handled by meek or indecisive person. The trainer should deserve the breeds’ respect and submission by treating it with a firm, but fair hand. At the same time excessive harshness should be avoided in training regimen since the Portuguese Sheepdog reacts best to verbal encouragement and food incentives.

Exercise

As intelligent and assiduous working breed the Portuguese Sheepdog requires plentiful opportunities to exercise not only its body but also its mind. This dog will appreciate a chance to pass through some advanced agility course but it wants nothing more than to perform its original task of a sheep herder. If you plan to keep this breed solely as a pet get prepared to invest at least an hour of your daily time in walking and playing with your dog.

The Portuguese Sheepdog won’t be comfortable in small city apartment, as it needs a room to roam and play, preferably in the form of a large safely enclosed yard. The dog, which is deprived of necessary physical activity, will usually show some unwelcomed patterns in its behaviour including hyperactivity, destructiveness, unreasonable barking and aggression.

Rating:
0