Татранская овчарка (Подгалянская овчарка)

Страна происхождения:
Польша
Рост (см):
60-70
Вес (кг):
36-59
Продолжительность жизни (лет):
9-11
Окрас:
белый
Размер:
большой
Длина шерсти:
длинная
Порода признана:
FCI, UKC, PTSCA, PKC, ARBA, DRA
Код МКФ:
252
Интеллект:
Отношение к детям:
Простота обучения:
Линька:
Сторож:
Адаптивность:
Аллергичность:
Нет
Плюсы Минусы
  • отличный сторож и охранник
  • преданный друг
  • спокойная
  • хороший защитник
  • независимая
  • сложно дрессировать
  • требует большого количества упражнений
  • подозрительна к незнакомцам

Общая информация
Татранская овчарка была изначально выведена в Польше, чтобы исполнять обязанности независимого и эффективного пастуха и охранника для скота. Эта крепкая и надежная собака любит всегда быть занятой какой-либо работой, поэтому она не подходит для содержания только в качестве домашнего питомца. Татранская овчарка считается очень редкой, и на земле сейчас проживает всего 3000 представителей этой породы.

История породы
Татранская овчарка была впервые выведена в регионе Подгалье, расположенном на юге Польши. Происхождение этой породы во многом остается загадкой, но существует предположение, что она ведет свой род непосредственно от тибетского мастиффа. Другая версия утверждает, что данная порода просто представляет собой разновидность шарпланинца, импортированную в Польшу валахскими торговцами с Балкан. В любом случае, не вызывает сомнения, что эта собака связана тесными родственными отношениями с гуцульской собакой (Hutsul Dog) и молоссами из Греции и Турции.

Татранская овчарка считается единственным молоссом польского происхождения. Она выводилась для работы в сложных горных условиях и служила главным образом в качестве надежного пастуха и охранника овец. Эта собака ценилась за свою высокую адаптивность, бесстрашие и энтузиазм в выполнении своих обязанностей, поэтому она никогда не сидела без дела. Особо одаренные особи отбирались для несения службы в полиции, армии или в качестве собаки-поводыря. Даже собаки без какого-либо особенного таланта не оставались без владельца и содержались ради ценной шерсти, использовавшейся для производства обивочного материала и изысканных шерстяных изделий.

Вторая мировая война привела к резкому сокращению популяции татранской овчарки. Эта живучая собака пережила все невзгоды войны, но практически исчезла в период коммунистического правления в Польше. Выпас скота потерял свое прежнее значение, и численность сельских пастухов вместе с их белыми псами существенно упала. К 60-м годам ХХ века озабоченные таким положением породы польские заводчики приняли решение восстановить популяцию татранской овчарки на родине и, чтобы найти лучших чистокровных представителей породы, они обыскали все удаленные уголки страны. Считается, что в процессе выведения собаководы скрещивали чистопородных татранских овчарок с кувасом.

К 80-м годам XX века татранская овчарка уже завоевала множество поклонников в европейских странах и в Соединенных Штатах Америки. Сеголня она по большей части исполняет обязанности охранной собаки, но некоторые особи также содержатся исключительно в качестве компаньонов. Несмотря на то, что эта порода была признана Объединенным клубом собаководства (United Kennel Club) в 1995 году, за пределами родины ее популяция остается довольно незначительной, но благодаря немногочисленным верным поклонникам породы ее положение в западных странах остается достаточно стабильным.

Темперамент и характер
Известно, что татранская овчарка обладает сдержанным и спокойным нравом, приобретенным ею во время работы пастухом в недалеком прошлом. Она также наделена независимым характером и поэтому предпочитает быть на равных со своим хозяином. Эта собака обычно сильно привязывается к своей семье и демонстрирует крайнюю преданность и желание защитить ее от любой возможной угрозы. Она нуждается в надлежащей социализации, чтобы научиться правильному обращению с младшими членами своей семьи. В целом, эта порода отлично ладит с хорошо воспитанными детьми.

Будучи защитником по своей природе, татранская овчарка относится к незнакомцам с большой долей подозрительности, но она не склонна проявлять открытую агрессию в их отношении. Эта собака выводилась достаточно терпеливой, чтобы сознательно управлять целым стадом, поэтому ей свойственно прибегать к силе только в случае прямой провокации. Она обладает отличными задатками охранной и сторожевой собаки, которая будет осуществлять круглосуточное наблюдение, чтобы защитить доверенную ей территорию от всевозможных нежелательных вторжений. Эта порода обладает громогласным лаем, но обычно не злоупотребляет его использованием.

Татранская овчарка имела опыт работы с другими собаками, поэтому она весьма терпимо относится к их обществу. Она с удовольствием разделит свою жизнь с одним или более псом, особенно если они воспитывались вместе. Эта собака неплохо поладит с домашней кошкой и другими домашними питомцами, но для этого их следует представить их друг другу в раннем возрасте. Несмотря на свою дружелюбность ко всем и каждому, эта независимая и впечатляюще крупная собака подходит не любому и нуждается в сильном (в психическом и физическом отношении) и уверенном в себе хозяине.

Здоровье
К наиболее распространенным болезням породы относятся:

• дисплазия тазобедренного сустава;
• дисплазия локтевого сустава;
• рак;
• проблемы с глазами;
• ожирение;
• чувствительность к жаркой погоде;
• желудочное скручивание.

Уход за собакой

В плане ухода татранская овчарка потребует умеренных усилий со стороны ее хозяина. Хотя ее шерсть и обладает значительной длиной и плотностью, она не склонна к образованию катышков и спутываний и нуждается в расчесывании только несколько раз в неделю. Более того, волосы этой собаки обладают способностью отталкивать грязь, поэтому необходимость в купании собаки возникает только изредка. Эта порода обильно линяет в периоды смены сезонов и нуждается в более старательном расчесывании в это время. Однако, она не склонна к слюнотечению, хотя это весьма обычное явление для крупных собак.

Дрессировка
Дрессировка татранской овчарки представляет собой значительную сложность. Этой собаке свойственно сочетнаие природного упрямства, независимости мышления и большого самомнения. Это означает, что вам понадобиться вложить уйму времени и усилий, чтобы обучить ее только основным командам. Этой собаке быстро наскучивает повторение одного и того же упражнения, поэтому постарайтесь, чтобы ваши занятия с ней были по возможности короткими и веселыми.

Чтобы заставить собаку всегда слушаться ваших команд, вам необходимо всегда владеть ситуацией, что означает, что она никогда не должна сомневаться в вашей доминантной позиции. При дрессировке татранской овчарки следует использовать только методы, основанные на поощрении, в противном случае вы только рискуете почувствовать на себе всю силу упрямства и непокорности этой собаки.

Упражнения
Татранская овчарка является спортивной собакой и поэтому должна получать значительное количество упражнений на ежедневной основе. Эта крупная собака нуждается в просторном месте для прогулок и игр, при этом предпочтительно, чтобы оно было надежно защищено высоким забором. Эту породу всегда необходимо держать на поводке, так как ее пастуший инстинкт может возобладать в любой момент и нужно будет очень постараться, чтобы ее поймать.

Татранская овчарка, которая проводит недостаточно времени на улице, склонна находить отдушину в порче вашего имущества, непрерывном лае и подобном этому поведении. Поэтому она будет чувствовать себя гораздо более комфортно за городом, а городская квартира может оказаться для нее слишком тесной.
Рейтинг:
0

Tatra Shepherd Dog (Polski Owczarek Podhalanski)

Country of origin:
Height (cm):
Weight (kg):
Life span (years):
Hair length:
Recognized by:
FCI code:
Good with kids:
Pros Cons
  • forms strong bonds with its family
  • calm
  • great watch and guard dog
  • good protector
  • independent
  • suspicious of strangers
  • difficult to train
  • needs a lot of daily exercise

The Tatra Shepherd Dog was originally developed in Poland to serve as independent and highly effective sheepherder and guardian. This sturdy and trustworthy dog does best when it’s provoded with some work so it is not recommended for keeping as an exclusively family pet. It is regarded as a very rare breed with only near 3000 specimens living around the world.

The Tatra Shepherd Dog was invented in the Podhale area of the southern Poland. The origin of the Tatra Shepherd Dog still remains a mystery but there is a suggestion that it descended from Tibetan Mastiff. Other version alleges that the breed is just a white variation of the Sarplaninac, which was imported to Poland by Wallachian merchants from the Balkans. Anyway it can’t be doubted that it’s closely related to the Hutsul Dog and to the Molossers of Greece and Turkey.

The Tatra Shepherd Dog is considered to be the only Polish Molosser. It was bred to work in challenging mountainous terrain and served predominantly as a highly responsible livestock herder and protector. It was treasured for its adaptability, courage and enthusiasm in performing its duties so it never was at a loose end. The specimens with especially bright mind were picked out for police, military or guide dog work. Even dogs without any specific talent were owned for their valuable coat, which was used for producing upholstery and delicate woollens.

The Second World War affected the population of the Tatra Shepherd Dog and resulted in its dramatic reduction. This tenacious dog outlasted the hardships of the war but then almost disappeared during the Communist era in Poland. The herding has lost its former significance and the number of rural sheepherders with their white dogs dwindled substantially. By the 60s of the XX century concerned polish breeders decided to initiate the restoring program and scoured the remote areas of the country to find the best purebred members. It’s widely suggested that in the breeding they also crossed original dogs with the Kuvasz.

By the 80’s if the XX century the Tatra Shepherd Dog had already acquired much following in European countries and in the United States. In the modern world it mostly performs guarding duties but some of the specimens serve as purely companion dogs. Although the breed was granted recognition of the United Kennel Club (UKC) in 1995 its population is pretty scarce outside its homeland but thanks to few loyal fanciers its position in western countries remains rather stable.

The Tatra Shepherd Dog is known to have a reserved and calm demeanour, which it acquired thanks to its herding past. It has an independent mind and prefers to be on equal footing with its master. This dog usually closely bonds to its human family and displays outmost loyalty and desire to defend it from any possible threats. It requires appropriate socialisation in order to learn basic rules of behaviour with younger member of its family. On the whole the breed gets along with courteous children.

As a natural protector the Tatra Shepherd Dog treats strangers with a great deal of suspicion but it doesn’t prone to express open aggression towards them. This dog was bred to patiently and deliberately handle a flock so it will resort to force only in the case of outright provocation. It also has potential of becoming an outstanding watch and guard dog which will provide the round-the-clock surveillance to protect its subordinated territory from intruders. Thius breed is endowed with prominent voice but usually uses it moderately and reasonably.

The Tatra Shepherd Dog has experience in working with other canine animals so it’s quite tolerable to their company. It will willingly co-exist with one or more dogs especially if they have been brought up together. This dog is generally ok with a home cat and other pets but they should be introduced to each other at an early age. Despite its universal friendliness this independent and impressively big dog isn’t for everyone and demands strong (both physically and mentally) and confident owner.

Health Problems
The most common problems for the breed include:

• canine hip dysplasia;
• elbow dysplasia;
• cancer;
• eyes problems;
• obesity;
• sensitivity to warm temperatures;
• gastric torsion.

The Tatra Shepherd Dog requires moderate efforts in respect of grooming. Although its coat is lavish and long it doesn’t tend to matting and should be brushed only few times a week. Furthermore its hair repels dirt and grime so the dog will need just an occasional bath. This breed does shed profusely when the season change and it requires more diligent brushing during these periods. However, it isn’t predisposed to drooling, which is quite common for giant breeds.

The training of the Tatra Shepherd Dog is a daunting task. The combination of natural stubbornness, independent thinking and self-assurance characterises this dog. It designates that you will need to invest tons of time and efforts in order to teach it some basic commands. This dog easily gets bored with repetitive and dull tasks so make sure that you have worked out for it fun and short training sessions.

In order to make this animal listen to your commands you should always be on top of the situation meaning the dog should never doubt your dominative position. It’s essential to use only reward-based methods in training of the Tatra Shepherd Dog otherwise you risk only to reveal the disposition to stubbornness in it.

The Tatra Shepherd Dog is a sporting breed and therefore it should receive a significant amount of exercise on a daily basis. This large dog should be provided with room to play and roam preferably in the securely enclosed territory. The usage of a leash with this dog is a must since its herding instinct can take it over in a blink of an eye and it will take much trouble to catch the dog.

If the Tatra Shepherd Dog doesn’t spend enough time outdoors it tends to act out by damaging your possession, constantly barking, chewing and so on. Therefore it will do much better in the countryside and apartment setting may be too small for it.