Тайган (Киргизская борзая)

Страна происхождения:
Киргизия
Рост (см):
60-70
Вес (кг):
25-33
Продолжительность жизни (лет):
11-13
Окрас:
чёрный, рыжий, чубарый
Размер:
большой
Длина шерсти:
средняя
Порода признана:
DRA
Код МКФ:
Интеллект:
Отношение к детям:
Простота обучения:
Линька:
Сторож:
Адаптивность:
Аллергичность:
Нет
Плюсы Минусы

  • великолепный охотник

  • замечательный сторож

  • уравновешенный

  • легко ухаживать

  • не для хозяина-новичка

  • необходимо значительное количество ежедневных упражнений

  • не подходит для проживания в городской квартире

Общая информация

Тайган – очень работоспособная и быстрая охотничья собака родом из Кыргызстана, способная развивать скорость до 60 км/ч. Она относится к группе борзых, но является по-настоящему разносторонней в плане охотничьих навыков. Эта породе требуется значительное количество упражнений, и она станет не лучшим выбором для содержания в условиях городской квартиры.

История породы

В Кыргызстане Тайган обитал вместе с туземными племенами на протяжении сотен лет. Очень вероятно, что эта собака является продуктом скрещивания различных типов европейской борзой, хотя и не представляется возможным отследить ее точную родословную. Существует интересная легенда о создании этой породы. В легенде говорится, что она ведет свое происхождение от мифической собаки-птицы. Однажды из гнезда высокогорного грифа кумая было выкрадено яйцо. Из него появился на свет щенок, который со временем вырос в местного героя, избавившего кочевников от вышедших из-под контроля волчьих стай. Эта собака была очень почитаема и уважаема, так как она спасла целое племя от голода. В честь этого деяния она получила название тайган, что означает «догнать и убить».

Тайган представлял собой неотъемлемую часть каждого кочевого домохозяйства, и ее превосходные навыки охотника и охранника служили гарантией выживания человека в этой суровой местности. Главным источником пропитания кочевых народностей был скот, а результаты охоты были лишь желанным дополнением к их рациону. Каждое домовое хозяйство обычно содержало двух собак: одну использовали для охоты, а другую – для охраны и выпаса скота. Список ее возможных охотничьих трофеев был невероятно длинным и включал барсуков, сурков, зайцев, диких кошек и разных копытных животных.

Тайган – очень трудолюбивая и выносливая порода, способная работать на высоте нескольких тысяч метров в горных районах своей родины. Трудно переоценить ее значение в качестве превосходного истребителя волков, который помогал поддерживать популяцию этого хищника на приемлемом уровне.

Тайган пережил трудные времена, когда местные народности стали вести более оседлую жизнь. Эта собака потеряла свое основное предназначение в качестве непревзойденного охотника, что привело к упадку ее популярности. Многие животные оказались на улице и были истреблены в попытке сократить число бездомных собак. В первой половине XX века несколько поклонников породы предприняли значительные усилия, чтобы предотвратить угрозу ее полного исчезновения.

В 1930-х годах советские кинологи стали вести учет оставшихся представителей породы, но это начинание было резко прервано в связи с атакой Германии в 1941 году. В 1964 году в СССР был утвержден первый стандарт породы тайган. Кыргызстан получил независимость в 1991 году, и его население постепенно вернулось к кочевому образу жизни. Порода восстановила свое прежнее положение и приобрела множество влиятельных поклонников среди жителей в сельских районах ее родины. На сегодняшний момент численность тайгана растет год от года, и он считается национальным достоянием Кыргызстана.

Темперамент и характер

Тайган долгое время развивался в качестве охотничьей собаки с исключительными способностями и имеет склонность принимать независимые решения во время преследования добычи. Эта преданная и спокойная собака требует уважительного к себе отношения и не потерпит обращения с собой как со слугой. Важно завоевать послушание собаки добрым отношением и терпимостью без использования жестких тактик воспитания. Эта порода любит проводить время с детьми старшего возраста, но является слишком активной для малышей.

Бдительный и умный тайган станет замечательным стражем, способным видеть разницу между другом и врагом. Однако, из этого добродушного существа не выйдет хорошей охранной собаки, так как ей не достает природной агрессивности, необходимой для этой роли.

Тайган, как правило, дружелюбен по отношению к своим сородичам, но не станет отступать, если его спровоцировать. В любом случае первая встреча незнакомых друг другу собак должна проходить под строгим присмотром хозяина, чтобы предотвратить неприятный инцидент. В качестве высокоэффективного охотника тайган обладает сильным инстинктом преследования, поэтому все бездомные кошки будут восприниматься им как добыча. В случае, если собака жила рядом с домашней кошкой (или с другим животным) с раннего возраста, она примет ее в качестве неотъемлемой части своей семьи и будет относиться к ней соответственно.

Эта порода довольно требовательна в отношении физической активности и нуждается в просторном дворе для гуляния и игр, поэтому для нее не подходит жизнь в городской квартире. Более того, ее следует основательно дрессировать и социализировать, чтобы она в конечном итоге стала благовоспитанным членом общества. Поэтому тайган – не лучший выбор в качестве первой собаки.

Здоровье

К наиболее распространенным болезням породы относятся:

· дисплазия тазобедренного сустава (CHD);

· вывих коленной чашечки;

· частое напряжение мышц;

· рак;

· чувствительность к анестезии;

· кожные аллергии;

· пищевые аллергии;

· крипторхидизм;

· вздутие.

Уход за собакой

Тайган является обладателем шикарной шерсти, которой требуется соответствующий уход. В целом, шерсть этой собаки нуждается в умеренных затратах усилий по уходу за ней, по крайней мере, по сравнению с другими породами с похожим шерстным покровом. Владелец должен расчесывать тайгана на регулярной основе, чтобы предотвратить спутывание и образование комков.

Помимо этого необходимо регулярно и основательно осуществлять остальные обычные процедуры по уходу за собакой. Купать ее нужно только изредка, возможно раз в три месяца.

Дрессировка

Тайган довольно неплохо поддается дрессировке, благодаря своему желанию произвести хорошее впечатление на хозяина. Он способен быстро и эффективно выучить основные собачьи трюки и, с некоторыми дополнительными усилиями со стороны дрессировщика, эта собака способна достичь впечатляющих результатов в различных типах собачьего спорта.

Дрессировочный график должен основываться на принципах постоянства и регулярности и содержать обильное количество поощрений в форме любимых собакой лакомств и словесных похвал. Тайган плохо реагирует на жесткие методы обучения и повышение голоса и обычно превращается в недоверчивое и своенравное животное при подобном обращении.

Упражнения

Тайган - превосходный атлет, который нуждается в значительном количестве ежедневных упражнений, необходимых для того, чтобы собака чувствовала себя счастливой и здоровой. Владелец должен выводить тайгана по крайней мере на часовую прогулку.

Эта порода очень любит побегать и иногда нуждается в возможности поисследовать территорию без сдерживающего ее поводка. Именно поэтому она скорее предпочтет жить в сельской местности, чем в большом городе. Без достаточного количества упражнений тайган склонен становиться непослушным и проявлять неприятные склонности к непрерывному лаю, порче вещей, рытью ям и т.д.

Рейтинг:
0

Taigan (Kyrgyz Sighthound)

Country of origin:
Kyrgyzstan
Height (cm):
60-70
Weight (kg):
25-33
Life span (years):
11-13
Colour:
black, red, yelow
Size:
large
Hair length:
average
Recognized by:
DRA
FCI code:
Intelligence:
Good with kids:
Trainability:
Shedding:
Watchdog:
Adaptability:
Allergy:
No
Pros Cons

  • excellent hunter

  • great watchdog

  • even-tempered

  • easy to care for

  • not for a novice owner

  • requires sufficient daily exercises

  • not for an apartment living

Overview

The Taigan is a highly robust and agile hunting dog native to Kyrgyzstan that is able to run at 60 km/h speed. It belongs to the group of Sight Hounds but it’s truly versatile as far as it concerns hunting. The breed has substantial exercise requirements and won’t be a right choice for keeping it in an urban apartment.

History

The Taigan used to live alongside indigenous people in Kyrgyzstan steppes for hundreds of years. It’s very likely that the dog was invented as a result of crossing different types of eastern Borzois though it’s impossible to trace back its exact lineage. There is a fascinating legend about the creation of this breed. It alleges that the breed originated from the mythical bird dog. Once upon a time an egg was snatched for the nest of the highland vulture Kumai. A puppy appeared from the egg and it gradually grew in proclaimed saviour of the local folk from raging wolves packs. It was declared as a native treasure since it has rescued the whole tribe from the threat of starvation. In honour of this deed the dog was granted a name Taigan, which designates «catch up and kill».

The Taigan was an indispensable part of the nomadic households and its prime hunting and guarding skills served as sound guarantee of human survival in this harsh terrain. Main source of nourishment for Nomadic people was livestock and the results of hunting were only a welcomed addition to their ration. The household usually included two dogs: one was used for hunting and the other for protecting and herding the livestock. The list of its prey objects was incredibly long and contained badgers, marmots, hares, wolves, wildcat and various hoofed animals.

The Taigan is an extremely hard-working and durable breed and it’s capable of effectively working at several thousand meters altitude of its mountainous native country. It’s hard to overestimate its importance as an excellent wolf’s exterminator, which helped to maintain the population of this predator at a reasonable level.

The Taigan came through hard times when local folks started to live a more settled life. The dog has lost its main application as a superb hunter and this led to considerable drop in the breed’s popularity. Lots of animals became homeless and were wiped out in attempt to reduce the number of stray animals. In the first half of the XX century some fanciers initiated extensive efforts in order to save the breed from its full extinction.

In 1930s the Soviet dog’s experts began to register the remaining members but this practice was abruptly interrupted during the German attack in 1941. In 1964 USSR set up the first Taigan standard. Kyrgyzstan obtained its independence in 1991 and its population by and by returned to the nomadic lifestyle. The breed restored its former position and acquired lots of admirers among the affluent people in rural areas of its homeland. Nowadays the number of dogs is increasing year by year and it’s considered as a national treasure of Kyrgyzstan.

Temperament

The Taigan was developed to be an unparalleled hunter and has strong tendency to make its own decision while chasing a prey. This devoted and even-tempered dog demands respectful treatment to itself and won’t tolerate master-servant kind of relationship with its owner. It’s important to win the dog’s obedience with kindness and patience without using abusive tactics in up-bringing. The breed loves spending time with older children but it’s probably too boisterous for a toddler.

The vigilant and clever Taigan will become an outstanding watchdog, which will be capable of discerning the difference between a friend and an enemy. This good-natured animal won’t make up a good guardian since it lacks natural aggression, which is essential for this role.

The Taigan is generally friendly towards other canine animals but it won’t back down in case of a provocation. Anyway the initial meeting of the strange dogs should be closely supervised by the owner in order to prevent a nasty incident. As the skilful hunter the Taigan possesses a strong hunting drive and all stray cats will be perceived by it as prey objects. In case the dog has been living with a home cat (or other animal) since its puppyhood it will accept it as the integral part of its family and will treat it as such.

The breed is pretty demanding in the aspect of physical activity and requires a spacious yard to roam and play so it won’t do very good in apartment setting. Moreover it has to be seriously trained and socialized to become a well-mannered member of society. That’s way the Taigan is not an ideal option for a novice dog owner.

Health Problems

The most common problems for the breed include:

· canine hip dysplasia;

· patellar luxation;

· frequent muscle strain;

· cancer;

· sensitivity to anaesthesia;

· skin allergies;

· food allergies;

· cryptorchidism;

· bloat.

Grooming

The Taigan has a gorgeous hair, which should be properly taken care of. On the whole the dog’s coat requires moderate amount of efforts to attend compared to other breeds with resembling fur. The owner should brush the Taigan on a regular basis to prevent its coat from matting and tangling.

Apart from it common care practices should be conducted systematically and thoroughly. The dog needs bathing only occasionally, perhaps once in three months.

Training

The Taigan is fairly trainable breed due to its willingness to make a good impression on the owner. It learns quickly and effectively basic tricks and with some additional effort from its trainer the dog is able to achieve remarkable results in various types of dogs sport.

The training regimen should be based on the principles of consistency and regularity and should contain plentiful food incentives and praise. The dog isn’t responsive to brute methods and screaming and usually turns into distrustful and wilful animal if treated in such a way.

Exercise

This excellent athlete requires impressive amount of daily exercise in order to feel happy and satisfied. The owner should take the Taigan for a walk of at least an hour long. The dog is an avid runner and should be allowed to roam the surroundings unrestrained from time to time.

That’s why this breed would greatly prefer to live in the countryside rather than in the big city. Without sufficient amount of exercise the dog tends to become disobedient and develops the nasty habits of on-going barking, chewing, digging, etc.

Rating:
0