Лхаса Апсо (Лхасский апсо)

Страна происхождения:
Китай, Тибет
Рост (см):
25 - 28
Вес (кг):
6-7
Продолжительность жизни (лет):
12-14
Окрас:
чёрный, золотистый, песочный, медовый, чепрачный темно-серый, коричневый
Размер:
маленький
Длина шерсти:
длинная
Порода признана:
FCI, AKC, UKC, KCGB, CKC, ANKC, NKC, NZKC, CCR, APRI, ACR, DRA, NAPR, CKC
Код МКФ:
227
Интеллект:
Отношение к детям:
Простота обучения:
Линька:
Сторож:
Адаптивность:
Аллергичность:
Нет
Скачать стандарт породы:
Плюсы Минусы
  • сильно привязывается к хозяину
  • выносливая
  • уверенная в себе
  • ладит с детьми
  • требует тщательного ухода за шерстью
  • недолюбливает незнакомых людей
  • независима

Общая информация

C первого взгляда может показаться, что лхасский апсо - такой миленький и застенчивый песик. Однако, эта долгоживущая порода представляет собой не просто надежного спутника жизни, но и истинного сторожа от кончика его носа до самой длинной ворсинки хвоста.

История породы

Считается, что данная порода родом из холодного и гористого Тибета. Первые сведения об апсо датируются еще 800 годом до нашей эры.


Этот вид собаки получил свое имя благодаря священной тибетской столицы Лхаса. «Апсо» переводится с языка тибетского населения как «бородатый». Так, полное название породы означает «длинноволосая лхасская собака». На своей родине лхасский апсо также известен как апсо сенг куи (Aрso Seng Kyi), что примерно означает «сторожевой лающий пес подобный льву».


Расхожее мнение гласит, что лхаса является дальним предком волка. Кроме того, тибетского терьера, ши тцу и лхасского апсо раньше считали одной и той же породой, но, в результате, их стали различать по росту, относя апсо к более низким собакам.


В прежние времена лхассо служил в качестве сторожа храмов и монастырей. Также полагалось, что он приносит удачу, являя собой священное существо, которое нельзя купить или продать. Лишь знатным людям, заморским правителям или высокопоставленным лицам разрешалось иметь это животное или получать его в качестве подношения, за исключением натуралиста Суйдам (C. Suydam), который получил от тринадцатого Далай Ламы и в то же время своего друга пару собак лхасской породы. Именно таким образом первые лхассо апсо были завезены в Соединенные Штаты в 1933 году. В Великобританию представители породы попали немного раньше – в 20-х годах XX века.


Уже в 1935 Американский Клуб Собаководства (American Kennel Club) зарегистрировал лхасского апсо как первую тибетскую породу и отнес ее к разновидности не охотничьих собак, принеся «длинноволосым» широкую популярность.

Темперамент и характер

Внешне лхаса апсо активен и дружелюбен, но в сердце он представляет собой смышленого и отважного пса, обладающего такой чертой характера, как настойчивость, по происхождению свойственной королевской крови. Личность апсо особенна и неоднородна: он может быть игривым и озорным, в то же время независимым и даже агрессивным.


Подобно его предкам, лхасский апсо ответственно относится к обязанностям сторожа. Бесспорно, он может быть другом семьи, но лишь в том случае, если к нему будут подобающе относиться. Отсюда можно сделать вывод, что данная порода, скорее всего, не уживется вместе с буйными детьми. Несмотря на это, если питомец любим, он будет преданно следовать по пятам домочадцев, проводя с ними время перед экраном телевизора или мечтательно глядя в окно.


Как правило, несмотря на ее мужественный темперамент, лхаса апсо старается держаться в стороне от незнакомцев. Пока апсо чувствует себя в безопасности, он может даже подружиться с кем-нибудь. Если животное правильно воспитать, оно будет в хороших отношениях не только с собаками, но и другими животными, однако, при этом продолжая ревностно бороться за свое доминантное положение.

Здоровье

К наиболее распространенным болезням породы относятся:

· аденома третьего века;

· вывих коленного сустава;

· аллергии;

· сальный аденит;

· кератоконъюнктивит;

· прогрессивная атрофия сетчатки глаза;

· наследственная почечная дисплазия.

Уход за собакой

Лхасский апсо нуждается в тщательном уходе. Если вы в поисках домашнего животного, который не требует больших хлопот, то, откровенно признаться, эта порода собак не для вас.


Шикарная «грива» апсо требует большого внимания. Сперва расчешите простой расческой и лишь потом возьмите щетку, чтобы предотвратить спутывание гладкой, длинной и тяжелой шерсти. Во время прочесывания, старайтесь медленно и аккуратно чесать волосы так, чтобы щетка прочесывала и основание шерсти. В противном случае, а именно, если вы пропустите пару колтунов или узелков, ваше следующее причесывание будет болезненным и сможет привести к кожным инфекциям. В результате, вы будете не причесывать свое любимое животное, а драть шкуру с овцы.


Обычно, лохматый домочадец нуждается в водных процедурах раз в три недели. К счастью, лхаса не сильно линяет.


И помните об основном уходе: подстригайте когти каждый месяц (в зависимости от скорости их роста), чистите зубы два/три раза в неделю (естественно, специальной пастой, одобренной ветеринаром), протирайте уши специальным рН-нейтральным веществом для их ухода (только снаружи).


Во время проделывания всех этих процедур, будьте внимательны и, заметив что-то подозрительное или просто не зная, как правильно проводить уход за собакой, наймите профессионала или обратитесь за помощью к вашему ветеринару. Как видите, замашки у этой породы царские!


Дрессировка

Будучи умным, лхаса апсо может время от времени упрямиться и не спешить порадовать своего хозяина. Именно поэтому, дрессировка лхасского апсо – не простая задача. Каждая тренировка должна быть веселой и проходить в быстром темпе, так как псу может все быстро наскучить.


Наберитесь терпения и прибегайте к поощрениям, будьте настойчивы и в то же время ласковы. Ранняя социализация и воспитание очень и очень важны, чтобы ваш питомец в дальнейшем не стал чересчур независимым или непослушным.

Упражнения

Лхасский апсо не относится к чрезмерно активным породам и больше предпочитает находиться дома. Такие собаки не нуждаются в интенсивных тренировках, а лишь в ежедневных прогулках и играх.


Также вы можете попробовать научить вашего животного бегать черезтуннели, ведь им так нравится прятаться в пещерках или в норках. Просто придумайте способ выманить его обратно оттуда!
Рейтинг:
0

Lhasa Apso

Country of origin:
China, Tibet
Height (cm):
25 - 28
Weight (kg):
Life span (years):
black, white, golden, sandy, honey, dark grizzle, slate, smoke, parti-colour, brownish
Hair length:
Recognized by:
FCI code:
Good with kids:
Download standard:
Pros Cons
  • forms strong bonds with its master
  • self-confident
  • gets on well with children
  • great stamina
  • coat must be groomed thoroughly
  • not fond of strangers
  • independent


From the first sight the Lhasa Apso seems to be so nice and shy, but actually this long-living breed represents not only a reliable life companion but also a true watchdog from the tip of its nose till the longest hair of its tail.


The breed is considered to appear in the mountainous and cold country of Tibet. Recorded history of the Lhasa dates from 800 B.C.

This type of dog got its name in honour of the holy Tibetan capital Lhasa. «Apso» in the language of the population signifies «bearded». Thereby the name of the breed is translated as «long-haired Lhasa dog». The Lhasa Apso is also known in its motherland as Aрso Seng Kyi, which roughly means «bark lion sentinel dog».

The stereotyped view says that the Lhasa originates from the ancestral wolf. Besides, in earlier times, the Tibetan Terrier, the Shih Tzu and the Lhasa Apso were regarded as the same breed, but finally they were differed by height, relating the Apso to the shorter one.

The Lhasa was reputed to bring good luck, serving as a watchdog in monasteries and temples, ascribing to sacred creatures, which were not sold or bought that time. Only noble people, foreign rulers or dignitaries were allowed to keep or get as a gift this breed, with the exception of the naturalist C. Suydam, who was presented a pair of the Lhasa Apso by his friend Dalai Lama the XIII Century. That is the way the first Lhasas were transported to the United States in 1933. To Great Britain the breed found its way a little earlier – in 1920s.

Already in 1935 the American Kennel Club (AKC) registered the Lhasa Apso as the first breed of Tibet and defined it as a Non-Sporting type, bringing the «long-haired» dog wide popularity.


The Lhasa is a friendly, active pet from the outside and an intelligent, hardy dog in its heart, possessing assertive manners, royal in their origin. The Apso has a special and mixed personality: it can be playful and mischievous and independent or even fierce at the same time.

As well as its ancestors, the dog performs a home guardian’s duties with all diligence. No doubt, the Lhasa Apso is a family friend, as long as its members treat it well. Hence it follows, that rowdy children are likely not preferred for the common existence with this breed. Nevertheless, the beloved pet is devoted and follows the household room to room, watching with them TV or dreamily looking through the window.

As a rule, though Lhasa is sturdy, it steers clear of strangers. Until the dog feels no threat, it will make friends. Given necessary introductions and training, the Apso gets along with dogs and other pets really well, but at the same time being jealous and feeling itself always on the top.

Health Problems

The most common problems for the breed include:

· cherry eye;

· patellar luxation;

· allergies;

· sebaceous adenitis (SA);

· keratoconjunctivitis sicca;

· progressive retinal atrophy (PRA);

· familial inherited renal dysplasia.


The Lhasa Apso needs a thorough grooming. If you’re looking for a pet with an easy one, frankly speaking, this breed isn’t the right choice.

The rich coat of the Apso requires much attention. Comb and then brush its heavy, long and straight coat daily to prevent tangles. While brushing, be slow and careful and try to get all the way down to the skin. Otherwise, when you miss some mats or tangles, your next brushing will be painful or even leading to skin infections and, as a result, it will look like a flaying of a sheep.

Normally, the pet expects to be bathed every three weeks. Fortunately, it doesn’t shed much.

And don’t forget about basic care: trim the nails every month (depends on speed of your pet’s nail growing), brush the teeth two/three times a week (certainly with special vet-approved toothpaste), wipe the ears out with a pH-balanced ear-cleaner (don’t get into the inner canal).

During all these procedures be attentive and, finding out something suspicious or just having problems with caring, hire a professional groomer or ask your vet for help. As you see, this type of a dog has haughty manners!


Being smart, the Lhasa can be sometimes stubborn and not so anxious to please its master. That’s why the training of the Lhasa Apso breed is quite a hard job.

Each training session should be kept funny and short, since the pet can get easily bored. Train the Lhasa Apso patiently and use positive reinforcement methods, be firm and nice. Early socialization and exercising are completely captious, to ensure that your dog will not be too independent or disobedient in the future.


The Lhasa isn’t extremely lively and likes living at home. Dogs of the Lhasa breed don’t ask for vigorous exercising, only for daily walking and playing.

You can also try to teach your pet to run through tunnels, since these dogs are fond of hiding in caves or dens. Just find the way to entice your dog from it again!