Анатолийская овчарка (Анатолийский карабаш)

Страна происхождения:
Турция
Рост (см):
71-81
Вес (кг):
40-65
Продолжительность жизни (лет):
10 -11
Окрас:
все окрасы допустимы
Размер:
большой, очень большой
Длина шерсти:
средняя, длинная
Порода признана:
FCI, CKC, AKC, UKC, NKC, NZKC, APRI, ACR
Код МКФ:
331
Интеллект:
Отношение к детям:
Простота обучения:
Линька:
Сторож:
Адаптивность:
Аллергичность:
Нет
Плюсы Минусы

  • необычайно умная и преданная

  • нуждается лишь в стандартном груминге

  • высококлассная сторожевая и охранная собака

  • плохо адаптируется к жизни в квартире

  • склонна к беспричинному лаю

  • враждебно относится к незнакомым собакам

  • не подходит для семей с маленькими детьми

  • доминантна и независима

Общая информация

Анатолийская овчарка (карабаш) – крепкая, выносливая и независимая рабочая собака родом из Турции. Будучи выдающимся охранником домашнего скота, она наделена острым слухом, хорошим зрением и впечатляющим размером, которые позволяют ей не только отгонять от стада медведей и других диких животных, но и давать им отпор в случае необходимости. Стабильный темперамент и сильный защитнический инстинкт завоевали этой собаке множество поклонников по всему миру.

История породы

Анатолийская овчарка впервые появилась на удаленных высокогорьях современной Турции много веков назад. В целом считается, что ее предком была гималайская горная собака, завезенная в регион, известный как Анатолийское плоскогорье, неолитическими племенами из Малой Азии. Эта территория печально известна своим изменчивым климатом и труднопроходимостью, поэтому скотоводство в этих местах ассоциировалось с серьезными трудностями. В этих краях домашний скот постоянно подвергался опасности нападения как хищников, так и мародёров. Это подтолкнуло местных пастухов к выведению крупной, тяжеловесной и свирепой собаки, которая была способна долгими часами и без устали функционировать в таких крайне суровых условиях. Более того, благодаря очень строгому подходу к селекции, темперамент и рабочие качества этой породы постоянно совершенствовались на протяжении нескольких столетий.

Поскольку кочевые племена, обитающие на анатолийском плоскогорье, продолжали мигрировать от одной области к другой в поисках лучших пастбищ, они часто разделялись и забирали своих пастушьих собак к новым местам обитания. Это послужило причиной появления нескольких уникальных разновидностей собак, включая каракачанскую собаку, акбаша и кангала. Именно последний имеет наиболее близкое родство с современной анатолийской овчаркой. На самом деле, эксперты-собаководы из европейских стран полагают, что эти две породы практически неотличимы друг от друга.

В начале ХХ века анатолийская овчарка была объявлена национальным достоянием Турции, и ее экспорт в другие страны был запрещен. Тем не менее, в 30-х годах турецкое правительство подарило представителя породы министерству земледелия США. Но ее организованное разведение в США началось только в 1970 году, когда лейтенант флота по имени Роберт С. Баллард (Robert C. Ballard) привез в свой родной город пару собак, которые и произвели на свет первый американский выводок американской анатолийской овчарки.

Американский клуб собаководства (American Kennel Club) полностью признал породу в 1996 году. На сегодняшний день ее популяция преимущественно сосредоточена на территории ее родной Турции, хотя она также получила высокую оценку в качестве охранника собственности и домашнего скота в других странах.

Темперамент и характер

На протяжении многих веков анатолийской овчарке поручали охрану огромных стад домашних животных без непосредственной помощи со стороны человека, поэтому она превратилась в очень независимую, самоуверенную и умную рабочую собаку. Из-за ее внушительного размера и склонности к доминированию, грамотная социализация и дрессировка на послушание имеет огромное значение для ее представителя. Более того, собаковод-новичок столкнется с большими трудностями в воспитании этой собаки, поскольку ей свойственно периодически подвергать проверке альфа-статус своего хозяина. В целом, она подходит для совместного содержания с детьми старшего возраста и будет обращаться с ними с крайней осторожностью и нежностью. Однако не рекомендуется допускать ее бесконтрольное общение с незнакомыми детьми, в чьих действиях она может усмотреть угрозу своей семье.

Крайняя подозрительность по отношению к незнакомцам является общей чертой всех анатолийских овчарок. Эта собаку необходимо начинать приучать к самым разным ситуациям, звукам и живым существам со щенячьего возраста. Только в этом случае она будет реагировать на них в позитивной манере и в целом вести себя предсказуемо с гостями в вашем доме. Защитнический инстинкт развит в этой породе до такой степени, что она порой становится настоящей собственницей, когда дело касается членов ее семьи. Кроме того, она предрасположена к немотивированному лаю и будет объявлять о любом незначительном изменении в своем окружении с помощью своего громогласного голоса. С другой стороны, эта собака обладает всеми необходимыми предпосылками, чтобы стать великолепным сторожем и бесстрашным охранником.

Анатолийская овчарка заслужила репутацию достаточно агрессивной породы, когда речь заходит о ее сородичах. Из-за ее выраженного территориального инстинкта, она без промедления атакует любого пса, который посмеет нарушить границы ее территории. А на прогулках представитель этой породы склонен воспринимать других собак как претендентов на его альфа-статус, поэтому он всегда занимает враждебную позицию в их отношении. Однако, эта собака замечательно ладит с теми отдельными псами и прочими питомцами, с которыми она росла в одном доме с раннего возраста.

Здоровье

К наиболее распространенным болезням породы относятся:

· рак;

· проблемы с сердцем;

· низкий иммунитет;

· чувствительность к анестезии;

· гипотиреоз;

· энтропион (заворот века);

· дисплазия тазобедренного сустава;

· проблемы с кожей.

Уход за собакой

Анатолийская овчарка – неприхотливая порода, когда дело касается ее груминга. Ее короткая или полудлинная шерсть нуждается в расчесывании один-два раза в неделю, чтобы всегда оставаться естественно красивой. Эта порода линяет круглогодично в небольших объемах, но при этом она меняет весь подшерсток несколько раз в год. Более частое и тщательное расчесывание в эти периоды поможет минимизировать количество собачьих волос в вашем доме.

Эта порода практически полностью лишена обычного собачьего запаха и нуждается только в редких купаниях. Висячие уши анатолийской овчарки склонны собирать грязь и мусор, поэтому их следует регулярно осматривать и очищать. Не менее важно постригать собачьи когти на ежемесячной основе и чистить ее зубы, по крайней мере, еженедельно.

Дрессировка

Требуется немало времени и терпения, чтобы выдрессировать своенравную и напористую анатолийскую овчарку. Естественно, ее способность охранять крупные стада домашнего скота подразумевает наличие у нее развитого интеллекта, но также намекает и на ее склонность к независимому мышлению. Не стоит ожидать от этой собаки даже частичного подчинения, если вам не удалось стать в ее глазах непререкаемым лидером.

Стратегия дрессировки этой породы должна быть основана на принципах справедливости, регулярности и повторяемости. Анатолийская овчарка обычно реагирует на грубое обращение ответной агрессией и никогда не будет уважать человека, который пренебрежительно относится к ее праву на свободную волю. Для этой собаки достаточно сильным стимулом для занятий являются ее любимые лакомства.

Упражнения

Анатолийская овчарка нуждается в достаточно среднем количестве физических упражнений. Длительная ежедневная прогулка, а также возможность побродить на надежно огороженной территории являются обязательными условиями ее крепкого здоровья и хорошего расположения духа. Эта собака предпочитает выполнять какую-нибудь серьезную и важную задачу, а не просто беззаботно резвиться на свежем воздухе. Он прекрасно справляется с перевозкой тяжестей, работой по следу и охранными обязанностями.

Из-за своего крупного размера, склонности к излишнему лаю и высокой потребности в упражнениях, эта порода плохо подходит для содержания в квартире или небольшом доме. Если владелец не в состоянии обеспечить своего питомца необходимым минимумом физической активности, собака без сомнения выкажет недовольство своим положением с помощью деструктивного поведения.

Рейтинг:
0

Anatolian Shepherd Dog (Coban Köpegi, Karabash)

Country of origin:
Height (cm):
Weight (kg):
Life span (years):
10 -11
all colours acceptable
large, very large
Hair length:
average, long
Recognized by:
FCI code:
Good with kids:
Pros Cons

  • extraordinarily clever and loyal

  • needs only standard grooming

  • top-quality guard and watchdog

  • adapts poorly to the life in an apartment

  • prone to unreasonable barking

  • belligerent towards strange canines

  • doesn’t suit families with small kids

  • dominant and independent


The Anatolian Shepherd Dog (Karabash) is a brawny, tough and independent working dog native to Turkey. An outstanding livestock guardian, it’s endowed with keen ear, good eye and impressive size to ward off bears and other dangerous wild animals as well as to fight them a battle if needed. Its stable temperament and inborn protectiveness earned it numerous fanciers throughout the world.


The Anatolian Shepherd Dog came to existence in the remote highlands of today’s Turkey multiple centuries ago. It’s generally agreed that it was developed from the Himalayan mountain dog that was introduced to the region known as the Anatolian Plateau by the Neolithic tribes from Asia Minor. This area is notoriously famous for its changeable climate and difficult terrains, which makes cattle-breeding there a highly challenging task. In these parts livestock run the danger of attacks of both predators and marauders. That’s why local herdsmen created a large, heavy-boned and ferocious dog that was capable of operating under extremely severe conditions without wearing out. Moreover thanks to very strict approach to selective breeding the breeds’ temperament and working qualities were greatly enhanced over centuries.

As the nomadic people of the Anatolian Plateau kept on moving from one area to the next to find the best grazing lands, they often split and brought along their shepherding dogs with them to new territories. This became the reason of appearance of several unique canine varieties, including the Karakachan Dog, the Akbash Dog and the Kangal Dog. The latter is believed to be the most closely related to the present day Anatolian Shepherd Dog. In fact dog experts from European countries suppose that these two breeds are almost indistinguishable from each other.

In the early XX century the Anatolian Shepherd Dog was declared a national treasure of Turkey and its export to other countries was prohibited. Nonetheless in the 30s the breed member was presented by the Turkish government to United States Department of Agriculture. Its organised breeding in the U.S.A. began only in 1970 when Navy Lieutenant named Robert C. Ballard brought to his hometown a pair of these dogs, which gave birth to the first American litter of the Anatolian Shepherd Dog.

The American Kennel Club (AKC) granted the breed with its complete recognition in 1996. Presently its population predominantly concentrates in its native land although it’s esteemed in the role of a flock and property guardian in other countries as well.


For centuries the Anatolian Shepherd Dog was entrusted with guarding huge herds of domestic animals without any direct human help, so it turned into a highly independent, self-assured and clever working dog. Because of its imposing size and strong predisposition to domination correct socialisation and obedience training are of a great importance for it. Moreover a first time dog owner will have hard time trying to control its pet, as it tends to periodically challenge the authority of its master. On the whole the breed is good with older children and will handle them with outmost care and affection. However it must be supervised around strange kids whose actions may be perceived by the dogs as threatening to its human family.

Intense suspiciousness towards strangers is a common trait of all Anatolian Shepherd Dogs. This dog must be exhibited to the wide variety of situations, sounds and creatures in its early puppyhood. Only in this case it will react to them in a positive way and will be predictable around newcomers in your house. Protective instinct is developed in this breed to such an extent that it sometimes becomes openly possessive of «its» special people. Additionally it usually grows in an insufferable barker, which announces about every minor inconsistency in its environment with its booming voice. On the bright side this dog has all essential preconditions to become a splendid watcher and fearless guardian.

The Anatolian Shepherd Dog established reputation of a fairly aggressive breed when it concerns other dogs. Being an incredibly territorial dog it will immediately charge at any canine that dares to trespass the boundaries of its territory. While being walked the breed member is tend to treat other dogs as pretenders to its alpha status so it adopts hostile attitude towards them. However this dog is totally fine with those individual canine and non-canine pets with which it has been raised since an early age.

Health Problems

The most common problems for the breed include:

· cancer;

· cardiac problems;

· low immunity;

· sensitivity to anaesthesia;

· hypothyroidism;

· eyelid entropion;

· canine hip dysplasia;

· dermatological issues.


The Anatolian Shepherd Dog is an unpretentious breed when it comes to its grooming. Its short or semi-long hair should be brushed once or twice a week in order to maintain its natural beauty. This breed is a light year-round shedder but it changes its entire undercoat several times a year. More frequent and careful brushing during these periods will help to minimize the amount of loose hair in your house.

This dog is virtually deprived of a usual «dog odour» and requires only rare bathing. Floppy ears of the Anatolian Shepherd Dog are prone to collect dirt and debris so they must be regularly examined and cleaned. It’s equally important to trim the dog’s nails on a monthly basis and brush its teeth at least weekly.


Time and patience is required in order to train the self-willed and forceful Anatolian Shepherd Dog. Of course, its ability to guard large flocks of livestock implies to its supreme intelligence but it also assumes to its propensity to independent thinking. Don’t expect from this dog even partial obedience if you haven’t managed to become an indisputable leader in its eyes.

The training strategy should be based on principles of fairness, consistency and repetitiveness. The Anatolian Shepherd Dog usually reacts to rough handling with retaliatory aggression and will never look up to the person who disrespects its free will. Only plentiful of favourite treats will provide sufficiently strong stimulus for this dog.


The Anatolian Shepherd requires fairly average amount of physical exercise. Long daily walks as well as some free time in a safely secured area are indispensable conditions of its robust health and good mood. This dog prefers having a serious and meaningful task to just playing some carefree games outdoors.

The Anatolian Shepherd thrives at cart pulling, tracking trials and guarding duties. Because of its impressive size, tendency to excessive barking, high exercise needs the breed suits poorly for keeping in an apartment of a small house. If the owner can’t find time to provide its pet with necessary minimum of physical activity the dog will surely acts out its frustration in some kind of destructive behaviour.