Аиди (Атласская горная собака)

Страна происхождения:
Марокко
Рост (см):
52- 62
Вес (кг):
23-25
Продолжительность жизни (лет):
10-11
Окрас:
желтовато-коричневый, коричневый, черный ; при всех окрасах допускается присутствие белых пятен
Размер:
средний
Длина шерсти:
средняя
Порода признана:
FCI, UKC, CKC, AKC, ANKC, NKC, NZKC, APRI, ACR
Код МКФ:
247
Интеллект:
Отношение к детям:
Простота обучения:
Линька:
Сторож:
Адаптивность:
Аллергичность:
Нет
Скачать стандарт породы:
Плюсы Минусы

  • сообразительная и верная

  • бдительный сторож и первоклассный охранник

  • обладает очень крепким здоровьем

  • необходим хозяин-лидер

  • не любит незнакомых людей

  • враждебна по отношению другим животным (включая собак)

  • нуждается в большом количестве физических упражнений

  • не рекомендована для содержания в одном доме с маленькими детьми

Общая информация

Аиди (атласская горная собака) представляет собой исключительно эффективную охранную и сторожевую собаку родом из Марокко. Эта поистине древняя порода служила овцеводам из горных регионов Северной Африки на протяжении, по меньшей мере, последних пяти тысяч лет. В отличие от большинства современных пород, она по большей части продолжает использоваться в качестве рабочей собаки и останется таковой в ближайшем будущем.

История породы

Существует крайне мало достоверной информации о происхождении аиди, что обусловлено, прежде всего, весьма почтенным возрастом этой породы. Некоторые эксперты приписывают ее создание финикийцам, которые были не только профессиональными торговцами, но и умелыми собаководами. Эта собака также известна под именем атласская горная собака, поэтому вполне возможно, что она впервые появилась в Атласских горах и затем была завезена в часть Пиренейских гор, относящихся к юго-западной Европе, кочевыми племенами, либо армиями того времени. Согласно третьей теории, порода изначально принадлежала берберам, которые сперва населяли территории к западу от долины Нила, а затем распространились и на другие области, включая территорию современного Марокко.

Очевидно, что истина о происхождение аиди никогда не будет раскрыта, однако известно, что берберы и другие древние народы очень высоко ценили ее охранные способности. Ей доверяли защиту собственности и домашнего скота: в ее задачи входило не подпускать к ним диких животных и незнакомых людей. Эта собака обладает острым нюхом, но при этом она отличается медлительностью в преследовании добычи. Поэтому ее часто ставили в пару со слугги, которая славиться необыкновенным проворством и превосходным умением идти по следу. Хотя аиди и никогда не использовалась для выпаса овец и коз, ее первый стандарт, разработанный в 1963 году, отнес ее к разряду овчарок (порода называлась атласская пастушья собака). Стандарт был модифицирован в 1969 году, и данная ошибка была исправлена.

Аиди заслужила признание Объединенного клуба собаководства (United Kennel Club) в 2006 году. Эта порода остается практически неизвестной за пределами своей родной страны. Подавляющее большинство ее представителей выполняют охранную работу в глухих горных районах Северной Африки. Она также доказала свою полезность в качестве полицейской собаки и сейчас активно используется в этой роли марокканской полицией. Кроме того, все большее число этих собак приобретается исключительно в качестве компаньонов.

Темперамент и характер

Характер атласской горной собаки можно описать как самоуверенный, напористый, верный и неизменно бдительный. Некоторые эксперты-собаководы утверждают, что эту породу невозможно превратить в хорошего домашнего питомца, однако счастливые владельцы аиди считают по-иному. Хорошо социализированный представитель породы может успешно содержаться с детьми и в обращении с ними всегда будет очень осторожен и нежен. Однако из-за ее крупного размера и энергичной натуры не рекомендуется вводить эту собаку в дом со слишком маленьким ребенком.

На протяжении сотен лет аиди выводилась преимущественно для охраны скота, что объясняет ее крайнюю недоверчивость по отношению к незнакомым людям. Ранняя и продолжительная дрессировка на послушание крайне желательна, если вы хотите, чтобы ваш питомец вел себя вежливо с гостями в вашем доме. Эта собака предрасположена к излишнему лаю, который может стать источником серьезного беспокойства для ваших соседей. С другой стороны, она всегда предупредит своих хозяев о приближении злоумышленника и поэтому из нее получается очень надежный сторож. Само собой разумеется, что эта порода идеально подходит на роль охранника человека и его собственности.

Атласская горная собака известна своим агрессивным отношением к сородичам. Она воспринимает всех незнакомых псов как потенциальную угрозу своей территории или любимым людям и всегда готова броситься на их защиту. Более того, с этой собакой никогда нельзя гулять без поводка в публичных местах, поскольку она склонна затевать столкновения с другими собаками с целью утвердить свой альфа статус. Порода также абсолютно нетерпима к бездомным кошками и прочим животным из-за своего ярко выраженного инстинкта преследования. Но если вы уделите достаточно внимания знакомству щенка аиди с вашей домашней кошкой, то взрослый пес будет относиться к ней как к члену семьи.

Здоровье

К наиболее распространенным болезням породы относятся:

· ожирение вследствие недостатка физической активности;

· дисплазия тазобедренного сустава (встречается у нечистокровных представителей породы)

Уход за собакой

Атласская овчарка отличается средней потребностью в уходе. Шерсть этой собаки состоит из двух слоев: густого и мягкого подшерстка и длинного и жесткого верхнего слоя. Регулярное расчесывание поможет предупредить появление в ней спутанности и колтунов, а также придаст собачьим волосам естественный блеск.

Имейте в виду, что эта собака будет терять весь свой подшерсток, по крайней мере, один раз в год, так что в эти периоды количество ее волос в вашем доме увеличится в геометрической прогрессии. Более того, представители породы, живущие в теплом климате, склонны линять обильно и непрерывно на протяжении всего года.

Купайте вашу аиди как можно реже, иначе вы рискуете смыть слой натуральных масел, которые придают ее шерсти защитные свойства. Также в обязательном порядке следует стричь собачьи когти каждые пару месяцев, а также периодически осматривать и очищать ее уши.

Дрессировка

Дрессировка аиди требует среднего вложения времени и усилий. Несмотря на тот факт, что порода не отличается острым желанием угождать своему хозяину, она наделена достаточно развитым интеллектом, чтобы освоить выполнение практически любых команд. Не вызывает сомнения, что такую уверенную в себе, независимую и сильную собаку должен дрессировать столь же властный и опытный человек, способный заслужить ее послушание твердым, но в тоже время добрым обращением.

Рекомендуется подкреплять интерес этой собаки с помощи ее любимой еды, а также щедрой похвалы. Любознательная и смышленая аиди склонна быстро утомляться от повторяющихся заданий, поэтому делайте ваши занятия с ней непродолжительными и увлекательными. Помните, что жесткое обращение неспособно заставить эту собаку подчиняться вашим приказам, так что его необходимо полностью исключить из процесса дрессировки.

Упражнения

Атласская горная собака – очень энергичная и выносливая рабочая порода, которая нуждается как в физической, так и в умственной стимуляции. Однако после длительной и бодрой прогулки или бега она склонна вести себя спокойно и расслабленно в домашней обстановке.

Из этой породы не получится идеального компаньона для жителя квартиры, так как она привыкла к просторам марокканских высокогорий и должна быть обеспечена достаточным местом для прогулок и игр. Учтите, что собака подобного размера и силы может стать очень разрушительной, если она не получает необходимого минимума физической активности.

Рейтинг:
0

Aidi (Atlas Mountain Dog, Chien de Montagne de l'Atlas)

Country of origin:
Height (cm):
52- 62
Weight (kg):
Life span (years):
fawn, brown, black; all colours can be spotted with white
Hair length:
Recognized by:
FCI code:
Good with kids:
Pros Cons

  • quick-witted and devoted

  • alert watcher and first-rate guardian

  • very robust health

  • requires a dominant owner
  • doesn’t like unfamiliar people and

  • can be aggressive towards other animals (including dogs)

  • needs a great deal of physical exercise

  • not for families with small kids


The Aidi (Chien de Montagne de l'Atlas) is an exceptionally effective watch and guard dog native to Morocco. This truly ancient breed has served sheep farmers from mountainous regions of North Africa for at least five thousand years. Unlike the most modern breeds it predominantly remains a working animal and this situation isn’t about to change in any foreseeable future.


Little is known about the origin of the Aidi because of the very old age of this canine variety. Some experts ascribed its development to the Phoenicians who were both professional merchants and skilful dog breeders. The other name of this dog is the Atlas Mountain Dog (Chien de Montagne de l'Atlas) so it’s also possible that it came to existence in the Atlas Mountains and then was brought to the Pyrenees Mountains of southwest Europe by nomadic tribes or armies of that time. The third assumption sticks to the idea that it was initially owned by the Berber people who originally inhabited the territories west of the Nile Valley and later spread to other areas, including the present day Morocco.

Obviously the true ancestry of the Aidi will never be revealed but it’s a rather well-known fact that the Berber people and other ancient folks rated its guarding abilities extremely high. The breed was charged with protection of livestock and property so it effectively kept off wild animals and strangers. This dog has a keen nose but it’s somewhat sluggish in pursuit. That’s why it was often paired with the Sloughi that is praised for its agility and tracking talents. Although the Atlas Mountain dog has never been used to herd goats and sheep, its first standard of 1963 categorised it as the Atlas Sheepdog. The standard was modified in 1969 and the mistake was rectified.

The Aidi gained recognition of the United Kennel Club (UKC) in 2006. But it’s virtually unknown in other parts of the world. The vast majority of its specimens still perform guarding tasks in the distant highlands of North Africa. The breed also proved its usefulness as a police dog and it’s actively used in this role by a Moroccan police force. Besides an increasing number of these dogs are acquired solely for companionship.


The character of Atlas Mountain Dog can be portrayed as self-confident, assertive, faithful, and highly vigilant. Some dog specialists claim that this dog can’t be turned into a reasonable household pet but happy owners of Aidis believe otherwise. A well-socialised breed member can be successfully kept together with kids and will be always gentle and careful in interaction with them. However it would be a bad idea to introduce this dog in the household with a toddler because of its rather large size and extremely vigorous nature.

Bred for centuries as a livestock guardian, the Aidi became highly distrustful of strange people. Early and continuous obedience training is strongly recommended if you want your pet to act politely around guests in your house. This dog is predisposed to excessive barking, which may greatly disturbs neighbours. On the other hand it will never fail to warn its masters about the approach of an intruder and therefore makes a very dependable watcher. It’s rather needless to say, that the breed suites perfectly for the role of personal and property guardian.

The Atlas Mountain Dog is known to have certain aggressive issues with other canines. It treats all strange dogs as potential threats to its domain or favourite people and it’s always ready to rush to their defence. Moreover this dog should never be walked off-leash in public places since it tends to instigate confrontations with other dogs over alpha status. It’s also completely intolerant of stray cats and other non-canine animals because of its well-developed prey drive. But if you take time to properly exhibit your pup to an individual home cat the grown-up dog will perceive it as the member of its family.

Health Problems

The most common problems for the breed include:

· obesity due to the lack of exercise;

· canine hip dysplasia (common for not pure-bred breed members).


The Atlas Mountain Dog is notable for average grooming requirements. The fur of this dog is made up of two layers, rich and soft undercoat and longer and wiry topcoat. Regular brushing will help to keep it free of tangles and mats as well as will add to the dogs’ hair natural shine.

Bear in mind that this breed will shed its entire undercoat at least once a year so during these periods the amount of loose hair in your house will grow exponentially. Moreover specimens who live in a warm climate are prone to become constant and very heavy shedders.

Bathe your Aidi as rarely as possible otherwise you risk to remove natural oils, which are responsible for weatherproofing qualities of its coat. It’s also essential to trim the dog’s nails every other month and periodically inspect and clean its ears.


The training of the Aidi requires rather moderate investment of time and efforts. Despite the fact that it lacks eagerness to please it’s generally endowed with enough intelligence to master virtually any command. There is no doubt that such confident, independent and strong dog must be trained by equally dominative and experienced person who will be able to win its obedience by firm but kind treatment.

It’s advisable to reinforce the dog’s interest with its favourite food as well as generous praise. The inquisitive and bright Aidi is apt to get bored really quickly so keep training sessions short and interesting. Remember that rough-housing is an absolutely infective way to make this dog do your biddings so it should be completely avoided.


The Atlas Mountain Dog is a highly vigorous and tough working dog that needs both mental and physical stimulation. Nonetheless after a long and brisk walk or run it tends to behave itself calm and relaxed indoors.

The breed won’t make a perfect companion for an apartment dweller as it gets used to spaciousness of Moroccan mountains and should be provided with sufficient room to move and play. Be mindful that the dog of this size and power can become very destructive if it doesn’t receive essential minimum of physical activity.