Шартрез (Картезианская)

Общая информация

Шартрез представляет собой древнюю породу родом из Франции, более всего известную своим крепким и мускулистым телосложением, загадочным взглядом янтарных глаз и густой шерстью голубого цвета. Эта неприхотливая и добродушная кошка легко адаптируется к любым условиям проживания, если получает достаточное количество любви и внимания со стороны своего владельца.



Фото: © Chartreux Cats Cattery BlueWind.pl (bluewind.pl)

История породы

Существует легенда, что некогда разведением шартреза занимались картезианские монахи. Считается, что представители именно этой породы преимущественно использовались для контроля за популяцией домашних вредителей в Ордене картезианцев. В действительности, она получила свое сегодняшнее название именно благодаря своей работе по охране съестных запасов монастырей, в которые также входили ингредиенты для знаменитого картезианского ликера.

Эта порода была широко распространена во Франции, по крайней мере, с XVIII века и служила для уничтожения крыс и мышей в домах, магазинах и амбарах. К сожалению, ее шикарная густая шерсть также привлекала интерес скорняков, которые массово убивали этих кошек ради их шкурок насыщенно голубого цвета.

В настоящий момент тайна происхождения шартреза остается нераскрытой. Французские кошки с серой шерстью упоминаются в письменных источниках уже во второй половине XVI века, однако современное название порода приобрела лишь в 1723 году, когда ее описание появилось в Универсальном словаре торговли, национальной истории, искусств и ремесел (Dictionnaire universel du commerce, d'histoire naturelle et des arts et metier), составленном Жаком Савари де Брюлоном (Jacques Savary Des Brûlons).

Группы бездомных картезианских кошек населяли Париж и другие французские области до начала ХХ века. Они не представляли особой ценности в глазах француза, за исключением их похожей на вельвет шерстки и природной склонности уничтожать крыс и мышей. После Первой мировой войны французские заводчики начали предпринимать согласованные действия, чтобы сохранить эту уникальную породу. Они собрали лучших ее представителей и составили ее стандарт. К началу 30-х годов ХХ века она уже выставлялась на многих европейских кошачьих выставках.

Вторая мировая война привела к существенному падению численности шартреза, но, благодаря работе французских любителей кошек, порода избежала полного исчезновения. Она получила признание Ассоциации любителей кошек (Cat Fanciers Association) в 1987 году. Сегодня ее можно редко встретить за пределами ее родной Франции, хотя она признана всеми основными кошачьими реестрами.

Темперамент и характер

Шартрез – красивая и спокойная кошка с мягким, покладистым нравом. Ваши колени станут для нее любимым местом в доме, хотя ее вполне удовлетворит возможность находиться рядом со своим владельцем и наблюдать за его действиями. Эта игривая кошка способна выполнять настоящие акробатические трюки с мячом или с игрушкой-дразнилкой и обожает быть в центре внимания. Она имеет особенность выражать свои желания с помощью характерного попискивания и тихого мяуканья, но при этом не отличается большой разговорчивостью. Этой породе нравится проводить время с детьми, если те обращаются с ней с должной осторожностью.

Шартрез обычно сдержанно ведет себя с незнакомыми людьми, так что может потребоваться определенное время, чтобы подружиться с этой кошкой. Она вполне способна обходится без постоянного человеческого общества, так что ее вполне можно оставлять дома одну, пока вы пребываете на работе. Представитель этой породы обычно хорошо уживается с другими видами домашних питомцев, хотя он, конечно, предпочтёт жить с другой кошкой. Эта кошка отличается средним уровнем активности в домашней обстановке и станет спокойным и верным домашним любимцем.

Благодаря приятному и покладистому нраву, жить с представителем шартреза – истинное удовольствие. Эта непритязательная порода прекрасно подойдет как путешественнику-любителю, так и водителю-дальнобойщику. Она может приспособиться к самым разным жилищным условиям, но только до тех пор, пока ее режим дня остается неизменным. Всегда относитесь со снисхождением и терпением к редким проказам этой кошки, и в награду вы получите уравновешенного и ласкового домашнего питомца.

Здоровье

К наиболее распространенным болезням породы относятся:

· вывих коленной чашечки;

· поликистоз почек;

· струвинатные камни в мочеточнике;

· ожирение.

Уход за кошкой

Шартрез нуждается в достаточно стандартном уходе. Еженедельное расчесывание поможет оставаться его шикарной шерсти здоровой и красивой. Эта кошка линяет весной, при этом более тщательное и частое расчесывания в период линьки заметно уменьшит количество кошачьей шерсти в вашем доме. Купание должно проводиться как можно реже: шерсть этой породы имеет свойство отталкивать воду, так что для того, чтобы как следует смочить ее, могут потребоваться существенные усилия.

Остальной уход состоит из таких стандартных процедур, как регулярная стрижка когтей и чистка ушей. Периодическая чистка кошачьих зубов обеспечит хорошее здоровье в этой области на долгие годы. Лоток шартреза должен регулярно и аккуратно вычищаться, так как эта кошка не станет мириться с пренебрежительным отношением к вопросам гигиены.


Рейтинг:
0
Породы кошек

Country of origin:
Weight (kg):
Life span (years):
Hair length:
Recognized by:
Affectionate with family:
Good with kids:
Good with pets:


The Chartreux is an ancient breed of French origin, which is well-known for its solid and muscular built, enigmatic glance of its amber-coloured eyes and woolly blue coat. This unpretentious and good-natured cat adapts easily to any environment as long as it receives enough love and attention from its master.

Photo: © Chartreux Cats Cattery (


There is a story that the Chartreux was widely kept by Carthusian monks. It’s speculated that it was used for controlling the population of household rodents in the Carthusian order. Actually it was granted with its current name for defending the staples of the monastery including the ingredients of the renowned Charteuse liqueur.

The breed was fairly common in France at least far back as the XVIII century and served as a ratter in homes, shops and barns. Unfortunately its gorgeous thick coat attracted interest of furriers who massively hunted down these cats for their rich blue pelts.

Today the origin of the Chartreux remains a great mystery. French grey-furred cats are referred in written records as early as in the second half of XVI century although its current name the breed acquired only in 1723 when it was mentioned the Universal Dictionary of Commerce, Natural History and the Arts and Craft (Dictionnaire universel du commerce, d'histoire naturelle et des arts et metier) of Jacques Savary des Brûlons.

Groups of stray Chartreux dwelled in Paris and other areas of France until the beginning of XX century. They were barely prized by humans except for their velvet fur and their natural propensity for vermin control. After World War I French breeders began to take coordinated actions to preserve this unique breed. They collected its best-quality specimens and established the breed standard. By the early 30s of the XX century this cat had been already exhibited in European shows.

The Second World War led to a significant drop in number of the Chartreux but thanks to the efforts of French cat lovers the breed was saved from complete demise. It attained recognition of the Cat Fanciers Association in 1987.Nowadays it can be rather rarely found outside its native France but it has recognition of all major cat registries.


The Chartreux is a beautiful and calm cat with a mild, biddable disposition. Your laps will become its favourite place in the house although it’s quite content with just being near its master and watch his doings. This playful cat can perform incredible complicated acrobatic tricks with a ball or a fishing pole and enjoys being in the spotlight. It tends to communicate its wishes with chirps and quite meows but it’s not overly talkative. This breed likes to spend time with children as long as they treat it with appropriate consideration.

The Chartreux is slightly reserved around strangers so it usually takes some time to make friends with this cat. It’s doesn’t strive for a constant human companionship and so it can be left alone while you are out earning the money for its food and toys. The breed member commonly gets on with other species of family pets although it will certainly prefer to co-exist with other cat. It’s noted with an average level of activity indoors and will make a calm and loyal feline companion.

Thanks to its sweet and biddable demeanour it’s a pure pleasure to live with the specimen of the Chartreux. This adaptable breed can be recommended for an avid traveller or a long-distance truck driver. It can get used to the wide variety to living situations as long as its daily order of the day remains unchanged. Always maintain a patient and tolerant attitude towards occasional mischiefs of your cat and you will be rewarded with an even-tempered and affectionate feline companion.

Health Problems

The most common problems for the breed include:

· patellar luxation;

· polycystic kidney disease;

· struvite stones in the urinary tract;

· obesity.


The Chartreux has rather basic grooming requirements. Weekly combing will help to keep its luxurious woolly coat healthy and beautiful. This cat sheds its fur in the spring so more diligent and frequent brushing during shedding time will noticeably reduce the amount of flying feline hair in your house. A bath is required rather rarely because the coat of this cat repels water and getting it wet enough for bathing is rather tricky.

The rest consists of such standard care procedures as nail trimming and ears cleaning. Proper dental care will ensure good health in this area for many years. The litter box of the Chartreux should be cleaned regularly and carefully as this breed won’t tolerate your negligence towards its bathroom hygiene.